Перейти к содержимому


Фото

Что цепляло


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
8 ответов в теме

#1 Барон-разбойник Опубликовано 30 Ноябрь 2015 - 9:06

Барон-разбойник
  • Друзья
  • 1 024 Сообщений:
  • Александр Сикачев

Не знаю, была ли тут такая тема, но вроде не нашел.

А было бы интересно узнать.

Какие темы вас "цепляли" в школе на уроках истории? И почему именно они?
И чего не хватало?


Я вышел на скалы, согнувшись горбато,
И крик мой потряс небеса —
То брат выкликал на заклание брата,
Чтоб вырвать у брата глаза.
 
И буря поднялась от хлопанья крылий —
То брат мой явился на зов,
И жертвенной кровью мы скалы кропили,
И скрылись от взора богов.

#2 DNAlh Опубликовано 30 Ноябрь 2015 - 9:21

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

Ух, интересная тема! :) Сам я уже, правда, за давностию лет не помню, что же именно мне было интересно (да и, откровенно говоря, история в моей школе преподавалась отвратно), но послушать, что интересно нынешним (или недавним) лицеистам мне бы было очень любопытно.

 

DN



#3 DNAlh Опубликовано 30 Ноябрь 2015 - 14:31

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

Что, неужели ни у кого любимых тем не было?

 

DN



#4 Барон-разбойник Опубликовано 30 Ноябрь 2015 - 15:02

Барон-разбойник
  • Друзья
  • 1 024 Сообщений:
  • Александр Сикачев

Начну с себя).

Меня очень цепляли истории про Российских императоров, в которых как-то отображались личности. 
Например, всякие истории общения Александра III с иностранными послами, или как он застрелил офицера охраны, потому что боялся покушения. Или истории про детали восстания декабристов в той части где рассказывались довольно сложные взаимоотношения между братьями. Короче, разные эпизоды, в которых проступали черты личности.

Конечно, я люблю военную историю, но про то, как какая-нибудь армия куда-нибудь наступала я мог и прочитать, а вот такие истории цепляли именно в формате рассказа.

Еще всегда цепляли истории не про "Как это происходило", а про "Как это выглядело", например, как броненосец "Потемкин" прошел насквозь посланную эскадру, или как Керенский смог сбежать из Зимнего. Или еще я помню, когда ДН рассказывал про то, как петровская армия проиграла первую битву под Нарвой, он там употребил такое выражение: "Из-за метели и из-за плохой разведки русская армия, стоявшая лагерем обнаружила шведскую... ну примерно когда та уже шла на этот лагерь в штыковую атаку." Вот это было прямо так... иллюстративно, сразу как-то понятно, как это выглядело. Все же гораздо сильнее воспринимается то, что можешь как-то себе представить хотя бы в общих чертах. Я не знаю, как сейчас с оборудованием в лицее, но если бы было можно к каждой (или не к каждой) теме прилагать 3-5 больших картинок на проекторе или там 20-30 секундный аудио-трек для атмосферности. Я помню, что времени было очень мало, но все же мне кажется на такое могло бы хватить времени.

 

На самом деле если чего-то иногда не хватало, то вот как раз такого "поставьте себя на его место". И еще может быть, пары вещей: не хватало какой-то ретроспективы +/- четкой, чтобы понимать, когда какой период начался и закончился и почему. И еще был один момент — было бы очень круто понимать, что параллельно в мире происходило. Как бы это сказать... Вот, например, что эпоха Александра II и Александра III — это та самая эпоха "дикого запада" в США, освоение фронтира. Или там, не знаю, что куликовская битва — это разгар столетней войны в Европе. Скажем, я еще помню про походы Алексея Михайловича, а про то, что его войны с Польшей были по факту частью огромного общеевропейского перфоманска "Тридцатилетняя война" и играли там свою роль — я даже вообще не представлял. 
И как вообще строились наши взаимоотношения с европейскими странами в расстановке сил в XVII-XVIII веках.
Я не хочу сказать, что нам преподавали историю вообще в отрыве от событий за рубежом (ну че уж, в Европе в первую очередь), это не так. Но не хватало какого-то чувства эпохи. Для меня тогдашнего вся Киевская Русь-Раздробленность-Иго-и Московское царство до Смуты прошли с четким ощущением, что в Европе в это время было "ну, средневековье какое-то". Да, я знал отдельные даты и даже периоды, но я никак не сопоставлял эпохи. Например, 13 век для Руси — это захват монголами и запустение, тогда как для Европы это — "7 тучных лет, за которыми последовали 7 тощих", то есть век XIV с его голодом, чумой и бесконечными войнами.

 

Сумбурно, но как-то так в общем.

 


Изменено: Барон-разбойник, 30 Ноябрь 2015 - 15:03

Я вышел на скалы, согнувшись горбато,
И крик мой потряс небеса —
То брат выкликал на заклание брата,
Чтоб вырвать у брата глаза.
 
И буря поднялась от хлопанья крылий —
То брат мой явился на зов,
И жертвенной кровью мы скалы кропили,
И скрылись от взора богов.

#5 Syrano Опубликовано 30 Ноябрь 2015 - 17:18

Syrano
  • Свои
  • 9 630 Сообщений:
  • Владимир Зайцев

Интересная мысль про одновременность событий/эпох. Та же ситуация. Поскольку в той программе, которая была у нас (может и сейчас так), история России стояла отдельно от мировой истории. А мировая, в свою очередь, не затрагивала Российскую. Поэтому да, есть два набора фактов, не особо связанных между собой.

 

А что касается "цепляло"... Кажется, что это такие мелочи, подробности, необычности, которые на самом деле являются просто точками на фоне событий. Умные и оригинальные решения в сложных ситуациях. В основном, в военных. Например, когда во время морского сражения, командующий заводит свои корабли между двух колонн вражеских, и те не ведут огонь, боясь зацепить своих. При том, что я не помню, про какое сражение идет речь, к стыду своему.

Вообще, тут как с литературой: осознанное желание знать появилось сильно после школы. А в школе история была вообще одним из самых страшных предметов. Поскольку в школьной истории соотношение выучить к понимать существенно больше, чем в математике или физике. Какое событие было причиной или следствием другого -- легко. Но даты... Один из немногих для меня страшных снов. Простите, Дмитрий Николаевич!


С нами сила Алхазашвили!


#6 DNAlh Опубликовано 30 Ноябрь 2015 - 20:53

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

Насчет параллельного прохождения русской и всемирной истории - это моя вечная боль, если честно. Всегда хотелось рассказывать именно так, как пишет Саша. Мол, тут было то, а там - это и то влияло на это так-то, а это на то - этак-то. Но раньше времени не хватало (у нас ведь вообще Всемирной истории не было, приходилось буквально мельком о каких-то важных событиях упоминать), а сейчас положено проходить даже события одной эпохи в первом полугодии - мировую историю, а во второй - отечественную. Конечно, ко второму полугодию что-то у кого-то в голове останется, но далеко не всё...

А про связь России и Тридцатилетней войны я рассказывал, вроде... И то, что Швеция с Польшей спешили закончить войну в России (Столбовский мир и Деулинское перемирие соответственно) в предвидении новой европейской войны, и что Смоленская война была начата именно тогда в том числе в связи с тем, что Польше, вроде, было не до "кресов всходних", когда в Европе такие дела творились. Но, мимоходом, увы, на большее времени не хватало.

 

DN



#7 Erlie Опубликовано 30 Ноябрь 2015 - 22:00

Erlie
  • Свои
  • 491 Сообщений:
  • Татьяна Белякова

Раз уж мимо проходила..)

Вместо дисклеймера - училась я не в лицее  :D

Нам историю преподавали не то, чтобы плохо, но как-то без огонька, мёртво. Старые пыльные факты, что ли, по ощущению. И учебники как-то ничем не запомнились (в начальной школе я вообще больше всего любила "Нашу древнюю столицу" и по ней ориентировалась в событиях лучше, чем по учебнику).

Параллелей "тем временем в Европе" не хватало, это правда. Какой-то живости не хватало... ну, как это объяснить... сложно было прочувствовать, что те, о ком мы читаем, были когда-то живыми людьми, казалось, грубо говоря, что "давно и неправда"))

Моменты военной истории интересовали, особенно относительно недавней - 1812 год, ВОВ, Суворов, Кутузов. Ну и главы, где про искусство и культуру говорилось.

 

В старшей школе радовалась учебнику Сахарова-Буганова (белый двухтомник) и, конечно, Орлова (это вообще было сокровище по сравнению со школьными, я по нему поступать готовилась и весь первый курс отучилась).Любила том Аванты+ по зарубежной истории. 

 

У меня больше теплых чувств оставили институтские лекции по истории. Был совершенно другой подход, очень интересные лекции (хотя наш декан читал их на редкость монотонно) и семинары, где надо было работать головой. Ничего сверхъестественного, в общем, не требовалось - знать факты-даты и хотя бы минимально уметь это анализировать, проводить причинно-следственные связи между событиями  :D  Правда, большая часть группы даже к этому не была готова))



#8 Афина Опубликовано 01 Декабрь 2015 - 15:03

Афина
  • Свои
  • 4 313 Сообщений:
  • Ирина Алхазашвили

а сейчас положено проходить даже события одной эпохи в первом полугодии - мировую историю, а во второй - отечественную. 

 

DN

Ну вот это ты зря. Хочешь плести косичку, плети. Я, например, в 8 кл. сначала I половину XIX в. даю в зарубежной истории, потом в российской; затем то же самое со 2й половиной. Сейчас, когда в журналах не стало разделения на два предмета, можешь хоть урок через урок преподавать. Это чревато только составлением особой учебной программы и пояснительной записки к ней. Они должны быть у администрации.


"За три вещи благодарен я судьбе: во-первых, что я человек, а не животное; <...>; в-третьих, что я эллин, а не варвар".
Фалес Милетский.

#9 Sima Dumin Опубликовано 01 Декабрь 2015 - 19:01

Sima Dumin
  • Друзья
  • 1 764 Сообщений:
  • Дима Сумин

Если совсем в общем виде - цепляли те моменты когда история могла (ну... по крайней мере - в рамках школьного курса) пойти по другому пути. Пунические войны, монгольское нашествие в Европу, незаконченные реформы Александра II, Карибский кризис. Когда маленькие, локальные истории, незначительные факты из жизни отдельных людей внезапно играют непропорционально важную роль. 


Главное, чтобы тебя окружали достойные люди. (с) Friedrich Wilhelm Ernst Paulus




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых