Перейти к содержимому


Фото

Раздельное обучение в школах: за и против


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
28 ответов в теме

#1 inelix21 Опубликовано 11 Июнь 2019 - 10:42

inelix21
  • Свои
  • 59 Сообщений:
  • Лиза Иноземцева

Вот такая интересная тема. Наткнулась сегодня на статью о том, что в одной из красноярских школ решили поставить эксперимент и возродить раздельное обучение мальчиков и девочек. Вообще дискуссии на этот счёт периодически возникают в обществе, и эта красноярская школа - точно не первая в современной России, где пытаются восстановить ушедшую в прошлое систему.

Если я не ошибаюсь (историки могут меня поправить :)), в России совместное обучение мальчиков и девочек широко распространилось после революции. Произошло уравнение в правах, причём не только на официальном уровне, но и на психологическом. Мужские и женские учебные заведения стали пережитком буржуазного прошлого. Во время войны в некоторых школах попытались восстановить раздельное обучение, но это просуществовало относительно недолго и уже в 1960х годах было ликвидировано (мои бабушка и дедушка 1956 г.р. уже точно учились в смешанных классах).

 

Я тут задумалась: каковы преимущества и недостатки раздельногообучения мальчиков и девочек?

Плюсы (всё, что пришло в голову):

1) У людей одного пола одна психология, поэтому взаимопонимания больше.

2) Даже в современном обществе сохраняются очертания традиционных ролей для мужчины и женщины. И это норма, заложенная природой, как я считаю (без перекосов). Следовательно, раздельное обучение позволяет школам внести лепту в традиционное воспитание мальчиков и девочек и подготовку к взрослой жизни. Преподаватели могут обмениваться с учениками опытом.

3) Есть мнение, что противоположный пол - отвлекающий фактор, мешающий продуктивно работать и учиться (спорный и формалистический аргумент, на мой взгляд).

 

Минусы диктуются современным миром, ведь почти исчезло разделение сфер деятельности на мужские и женские. Кроме того, любой взрослый коллектив смешанный. Наконец, людям необходимо уметь общаться с противоположным полом и хотя бы примерно понимать его психологию, ведь современный человек - хозяин своей судьбы, при поиске мужа/жены ориентируется на свои чувства, а не выбор родителей и т.д., как зачастую было раньше.

 

Я лично склоняюсь к тому, что обе системы имеют как плюсы, так минусы, но совместное обучение больше отвечает требованиям современного мира и, как видно, неплохо прижилось в обществе.

А каковы ваши соображения на этот счёт? Было бы также интересно услышать какие-то иные аргументы за и против раздельного обучения, исторические факты, примеры из опыта и т.д.



#2 Сонечка Опубликовано 11 Июнь 2019 - 12:53

Сонечка
  • Свои
  • 2 086 Сообщений:
  • Софья Сазонова

По поводу приведенных плюсов:

 

1. Разная психология. Это слишком обтекаемая формулировка на мой взгляд. Что значит, разная?

Исследований, подтверждающих различия в обучаемости мальчиков и девочек, адекватных с научной точки зрения нет, насколько я знаю.

 

2. В школе девочек не учат рожать (этому, кажется, вообще не учат), а мальчиков не учат зачинать детей. Ну, или это какие-то странные школы.

А что касается тех навыков, которые дети должны приобрести в школе, то они не зависят от социальных ролей, какие бы они ни были.

И мне кажется крайне вредным, если учителя говорят что-то типа "ну ты же девочка, зачем тебе математика"  или "ты же мальчик, понятное дело в цветах ты не разбираешься". 

Тысячи художников-мужчин и математиков-женщин в этот момент должны с изумлением испариться из мира?  

 

3. Отвлекающим фактором может быть вообще все подряд. Никто же не собирается держать школьников в белой комнате без окон и с приглушенным светом? 

 

 

В общем, мне кажется абсолютно нерациональной идея раздельного обучения. А в современных наших реалиях это просто напросто может привести к ущемлению прав девочек на достойное и равное образование.

Типа вот такого вот https://59.ru/text/e.../?from=listnews


С нами сила Алхазашвили!


#3 koraalex Опубликовано 11 Июнь 2019 - 17:01

koraalex
  • Свои
  • 1 945 Сообщений:
  • Алексей Коробов

Куда-то вы не туда смотрите. Очевидно, что ключевая проблема - взаимоотношение подростков. С которым, как бывает, решили бороться как с головной болью. Тут я сразу вспоминаю, как в поездах одномоментно запретили курить, а продавать сигареты не запретили и налоги на их продажу не повысили, покуда депутатам и аффилированным лицам надо красиво жить. Вместо того, чтобы прижимать шоу-бизнес и повышать уровень культуры, т.е. бороться с инфекцией, борются с симптомами болезни. В принципе, "мафия бессмертна", поэтому некоторые меры, как та же форма, рациональны в качестве прививки. Но раздельное обучение скорее навредит социализации и вместе с тем косвенно навредит учебному процессу, такие меры действительно уместны только в армии. Почему в войну методу решили восстановить.



#4 inelix21 Опубликовано 11 Июнь 2019 - 18:27

inelix21
  • Свои
  • 59 Сообщений:
  • Лиза Иноземцева

 

 

В общем, мне кажется абсолютно нерациональной идея раздельного обучения. А в современных наших реалиях это просто напросто может привести к ущемлению прав девочек на достойное и равное образование.

Вот да, полностью согласна с Вами! Мне самой аргументы сторонников раздельного обучения кажутся неубедительными - на каждый возразить хочется. Всё-таки такая система устарела и не может быть рационально использована сейчас. А про пермскую школу - это вообще нонсенс...

 

Куда-то вы не туда смотрите. Очевидно, что ключевая проблема - взаимоотношение подростков.

Ну, сейчас все эти попытки и эксперименты  действительно выглядят как борьба с симптомом, а не болезнью. А в прежние времена раздельное обучение всё-таки имело свои преимущества (хоть и не понятные для современного человека).


Изменено: inelix21, 11 Июнь 2019 - 18:29


#5 DNAlh Опубликовано 12 Июнь 2019 - 9:00

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

Я тут с точкой зрения историка влезу. :) Мне кажется, что раздельное обучение было оправдано в те времена, когда модели поведения и карьерные перспективы мужчин и женщин были принципиально разными и, соответственно, мальчиков и девочек нужно было готовить по-разному. Впрочем, Лиза не случайно упомянула о том, что попытка восстановления раздельного обучения была и при советской власти (после войны, чему памятником - наш лицей, бывшая школа для девочек). В позднесталинском СССР уж точно не было карьерных различий по гендерному признаку, следовательно, единственным мотивирующим фактором для раздельного обучения могло являться стремление ликвидировать противоположный пол как отвлекающий от учёбы фактор. И тут палка о двух концах. С одной стороны, классе этак в 7-9, действительно наличие противоположного пола подчас действует отвлекающе (тут я как учитель скажу, я это вижу). С другой стороны, при совместном обучении происходит социализация и вырабатывается умение выстраивать отношения с противоположным полом. Впрочем, есть и еще один момент: мальчиков надо воспитывать жестче, девочек - мягче и это, наверное, проще реализовать при раздельном обучении.

Мне кажется, что можно было бы попробовать обучение раздельное, но по одинаковым программам, в рамках одной школы и только до 8 класса включительно. А с девятого, тем более, что там и специализация начинается, перемешать. 

 

DN



#6 Денис Опубликовано 12 Июнь 2019 - 11:27

Денис
  • Genius loci
  • 6 898 Сообщений:
  • Денис Сумин

А с девятого, тем более, что там и специализация начинается, перемешать.


Хочется предположить, что если урок взаимодействия с противоположным полом не выучен до 9 класса, то проблемы отвлечения будут в 9-11...

#7 DNAlh Опубликовано 12 Июнь 2019 - 12:32

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

Хочется предположить, что если урок взаимодействия с противоположным полом не выучен до 9 класса, то проблемы отвлечения будут в 9-11...

Во-первых, обрати внимание, что я написал про обучение в разных классах, но в одной школе. А это значит, что на переменах и всех внеурочных мероприятиях общение будет и, соответственно, будет нарабатываться опыт взаимодействия. Во-вторых, к 9 классу уже первый взрыв гормонов проходит + прорезается разум, так что отвлечение, конечно, будет, но не такое фатальное, как в более раннем возрасте.

И еще раз: я не призываю к раздельному обучению, я просто согласен, что при разумном применении в нем могут быть плюсы.

 

DN



#8 Денис Опубликовано 12 Июнь 2019 - 13:12

Денис
  • Genius loci
  • 6 898 Сообщений:
  • Денис Сумин

Про одну школу я невнимательно прочитал, да. Сложно представить, как будет тогда общение внутри потока происходить.

 

Еще подумал, что лицейские программистские группы (так было раньше по крайней мере) естественным образом оказываются несбалансированными по соотношению мальчиков-девочек. Да и весь лицей :)

 

И еще вопрос, по ассоциации. У меня создалось впечатление, что сейчас в лицее чуть не в каждой группе есть четкая схема рассадки, для всех предметов. Так ли это? Мне кажется, что в наше время такого не было, мы примерно как угодно сидели, пока это не вызывало проблем?



#9 koraalex Опубликовано 12 Июнь 2019 - 14:13

koraalex
  • Свои
  • 1 945 Сообщений:
  • Алексей Коробов

В позднесталинском СССР уж точно не было карьерных различий по гендерному признаку, следовательно, единственным мотивирующим фактором для раздельного обучения могло являться стремление ликвидировать противоположный пол как отвлекающий от учёбы фактор.

 

Был ещё один фактор: существенное гендерное неравновесие у родителей, мужиков выкосило. Росли бабичи. Возможно, поэтому ввели.


Изменено: koraalex, 12 Июнь 2019 - 14:13


#10 Sankinn Опубликовано 12 Июнь 2019 - 15:39

Sankinn
  • Свои
  • 2 231 Сообщений:
  • Александра Першина

И еще вопрос, по ассоциации. У меня создалось впечатление, что сейчас в лицее чуть не в каждой группе есть четкая схема рассадки, для всех предметов. Так ли это? Мне кажется, что в наше время такого не было, мы примерно как угодно сидели, пока это не вызывало проблем?

Эта практика больше для младшего здания на Профе характерна, сейчас в потоке 9-х тоже вроде такое было. 


«Где же ты, мой брат, кто же ты, мой друг, где же ты, моя любовь?» 
Н. О'Шей «Одной крови»

Помните: таких не берут в партизаны

Для блогерства уже поздно

 

#11 Sankinn Опубликовано 12 Июнь 2019 - 15:40

Sankinn
  • Свои
  • 2 231 Сообщений:
  • Александра Першина

А в наше время и учащихся в классе меньше было…)

А вообще, на некоторых уроках нас рассаживали. Но рассадки единой для класса по всем урокам у нас не было. 


«Где же ты, мой брат, кто же ты, мой друг, где же ты, моя любовь?» 
Н. О'Шей «Одной крови»

Помните: таких не берут в партизаны

Для блогерства уже поздно

 

#12 inelix21 Опубликовано 12 Июнь 2019 - 16:17

inelix21
  • Свои
  • 59 Сообщений:
  • Лиза Иноземцева

 чему памятником - наш лицей, бывшая школа для девочек

Кстати, есть ли какая-то более подробная информация об этой школе? Просто любопытно, что и как происходило раньше в здании ЛИТа (ещё до УПЦ). Я слышала только то, что там учились девочки (в здании 26й школы - мальчики, так?) Помню и про год постройки - 1952.

 

 

Еще подумал, что лицейские программистские группы (так было раньше по крайней мере) естественным образом оказываются несбалансированными по соотношению мальчиков-девочек. Да и весь лицей :)

Про наш свежий 27й выпуск учителя говорили, что мы - последний лицейский поток, где в программистских группах мало девочек. Похоже, это действительно так.

 

 

И еще вопрос, по ассоциации. У меня создалось впечатление, что сейчас в лицее чуть не в каждой группе есть четкая схема рассадки, для всех предметов. Так ли это? Мне кажется, что в наше время такого не было, мы примерно как угодно сидели, пока это не вызывало проблем?

Сейчас рассадка действительно больше распространена в младших классах. И то, по моим наблюдениям, всё это определяется инициативой классных руководителей и дисциплиной в конкретных группах :).


Изменено: inelix21, 12 Июнь 2019 - 16:18


#13 DNAlh Опубликовано 12 Июнь 2019 - 20:17

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

Был ещё один фактор: существенное гендерное неравновесие у родителей, мужиков выкосило. Росли бабичи. Возможно, поэтому ввели.

Ой, тогда сейчас нужно просто в приказном порядке раздельное обучение вводить. Ибо такого количества "бабичей", как сейчас, даже тогда не было. Причем дело даже не в формальном признаке (сына воспитывает мать-одиночка), а в утрате мужского начала мальчиками. Причем, процесс с каждым годом прогрессирует, даже если не с моим детством, а с ранними выпусками лицея сравнивать.

 

Эта практика больше для младшего здания на Профе характерна, сейчас в потоке 9-х тоже вроде такое было. 

Вот, кстати, в старших классах уже можно обойтись без рассадки (как и без разделения на мальчиков и девочек), а в 6-8 классах - нельзя, т.е. можно, но тяжело это.

 

DN



#14 DNAlh Опубликовано 12 Июнь 2019 - 20:18

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

Кстати, есть ли какая-то более подробная информация об этой школе? Просто любопытно, что и как происходило раньше в здании ЛИТа (ещё до УПЦ). Я слышала только то, что там учились девочки (в здании 26й школы - мальчики, так?) Помню и про год постройки - 1952.

Надо у Гиглавого спросить, был когда-то диплом у какой-то девочки (имя не помню) про историю лицейского здания.

 

DN



#15 Сонечка Опубликовано 13 Июнь 2019 - 10:48

Сонечка
  • Свои
  • 2 086 Сообщений:
  • Софья Сазонова

К сожалению, вот свежий пример того, как у нас позиционируется раздельное обучение.

 
Класс девочек – это постепенное постижение алгоритмов решения задач, всесторонняя и по-женски старательная подготовка к поиску верных и взвешенных решений. Класс мальчиков – немедленное подключение к решению трудных задач, поиск и муки самостоятельного творчества, что требует принятия по-мужски смелых решений

 

 

 
Запомните мальчики: только девочки могут принимать взвешенные решения.
Запомнить девочки: только мальчики могут решать сложные задачи.
 
Стыд-то какой.

С нами сила Алхазашвили!


#16 DNAlh Опубликовано 13 Июнь 2019 - 19:28

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

 

К сожалению, вот свежий пример того, как у нас позиционируется раздельное обучение.

Ну,  пример плохой реализации - это не аргумент против идем в целом, о какой бы идее речь не шла.

 

DN



#17 Сонечка Опубликовано 13 Июнь 2019 - 20:08

Сонечка
  • Свои
  • 2 086 Сообщений:
  • Софья Сазонова
Да, но тем не менее, на мой взгляд, конкретно этот пример очень характеризует то, как у нас применяют подобные идеи.

С нами сила Алхазашвили!


#18 DNAlh Опубликовано 13 Июнь 2019 - 20:43

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

Да, но тем не менее, на мой взгляд, конкретно этот пример очень характеризует то, как у нас применяют подобные идеи.

Можно утешаться тем, что у нас их практически и не применяют. Но, наверное, есть и на такое спрос у родителей.

 

DN



#19 Natuccia Опубликовано 14 Июнь 2019 - 20:35

Natuccia
  • Свои
  • 6 201 Сообщений:
  • Наташа Налютина

Надо у Гиглавого спросить, был когда-то диплом у какой-то девочки (имя не помню) про историю лицейского здания.

 

DN

Институт какой-то вроде был?


natuccia.gif

#20 Natuccia Опубликовано 14 Июнь 2019 - 20:42

Natuccia
  • Свои
  • 6 201 Сообщений:
  • Наташа Налютина

У нас была П-3, где были одни только мальчики (в двух других программерских группах  две и три девочки в толпе мальчиков, соответственно). А в нашей М-2 мальчики, наоборот, были в меньшинстве.(трое или четверо из шестнадцати). Слушайте, бабская группа в 16 лет это катастрофа, как подсказывает мне мой опыт. 

Потом была похожая история на геофаке - на нашей кафедре (география мирового хозяйства) было 3 мальчика и 21 девочка, а на гидрологии  2 девочки и 12 что ли мальчиков. 

Я не согласна, что между мальчиками и девочками с точки зрения обучения, психологии и т.д. нет различий, но я за смешанные группы.


natuccia.gif




2 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 2 гостей, 0 невидимых