Перейти к содержимому


Фото

Историческая рецензия на фильм "Союз спасения"


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
5 ответов в теме

#1 Multook Опубликовано 30 Декабрь 2019 - 13:59

Multook
  • Свои
  • 1 207 Сообщений:
  • Екатерина Алхазашвили

На днях мы с моей одногруппницей Асей посмотрели фильм "Союз спасения" и, обменявшись своими впечатлениями по исторической части, решили, что надо бы хоть кратко описать для тех, кто недостаточно хорошо знаком с историей, что к чему, и как всё было на самом деле. Сразу оговоримся, что о художественных достоинствах или недостатках фильма здесь говориться не будет (именно поэтому помещаю тему в Исторический раздел). Пусть об этом пишут те, кто лучше в этом разбирается.

 

Итак, начнём с названия. Вообще, Союз спасения - тайная организация, существовавшая в Санкт-Петербурге на протяжении двух лет (с 1816 по 1818 год, то есть, за 7 лет до событий 14 декабря на Сенатской площади). Поэтому до просмотра фильма были сильные сомнения, насколько осмысленно было давать именно такое название. Однако, учитывая, что фильм рассказывает о событиях начиная с 1814 года, можно сказать, что название имеет право на существование.

 

Начинается фильм (если не считать вводной сцены с маленьким Сергеем Муравьевым-Апостолом) в 1814 году в Париже. На тот момент Александру I 37, а великому князю Николаю - 17. И… Ну неужели не было актера помоложе на роль Александра?.. Даже на момент смерти он, в исполнении Виталия Кищенко, выглядит слишком старым (умер Александр в неполные 48 лет). Отдельный вопрос к сцене смерти Александра. То есть, если это была сцена смерти, то она показана слишком внезапной и скоропостижной, когда на самом деле Александр некоторое время тяжело болел в Таганроге. Если же это был намёк на легенду о Фёдоре Кузьмиче, то… Как-то странно.

 

Но еще до того, как умереть, Александр успевает показать Николаю манифест о том, что следующим императором должен стать именно Николай, а не старший брат Константин. На недоуменный вопрос Николая: “А как же Константин?!” Александр отвечает: “А Константин отречётся”. Во-первых, никакого манифеста Александр Николаю не показывал. В записках Николая упоминается об одном эпизоде, имевшим место в 1817 году, когда Александр очень прозрачно намекнул на то, что трон перейдёт после его смерти Николаю, но не более того. Во-вторых, фраза Александра звучит так, будто он решит проблему с Константином, заставит его отречься, тогда как в реальности Константин совершенно не рвался править. И более того, Константин был женат морганатическим браком, который Александр ему разрешил только после того, как тот отказался от всяких притязаний на престол.

 

Образ Александра на 1825 год выведен более либеральным, нежели он был в действительности. Так, когда Дибич передаёт ему донос Майбороды, киношный Александр отвечает “Я и сам мечтаю о том же!”, тогда как в действительности ответ Александра имел посыл “Я и сам мечтАЛ о том же, когда был моложе”.

 

Авторы также, кажется, несколько запутались в декабристах. Так, на Сенатской площади вместо Михаила Бестужева (как в фильме), на самом деле действовал его старший брат Александр.

 

Отдельно хочется сказать о сцене убийства Милорадовича. В фильме, конечно, очень красиво показано, как Каховский выходит из строя и открыто стреляет в спину петербургскому генерал-губернатору. Но на самом деле он стрелял из толпы, целясь почти наугад. Именно из-за этого на допросах декабристов потом стоял вопрос: “Кто стрелял в Милорадовича?”.

 

Сцена с артиллерийским огнём по мятежникам тоже несколько разочаровала: в реальности Николай несколько раз подготавливал орудия к стрельбе, но потом в последний момент командовал “отставить”, а когда команда “пли!” была все-таки отдана, первый выстрел был сделан поверх голов, и только последующие уже были по людям. В фильме же с первого же выстрела огонь ведется по людям. Но еще больше разочаровало то, что авторы напутали с хронологией того дня: огонь был открыт, когда уже стало смеркаться. И это важно: главной причиной открытия огня было то, что с наступлением темноты Николай мог бы абсолютно потерять контроль над ситуацией..

 

Это основные замеченные нами недочёты. Но помимо них есть ряд моментов, которые очень хотелось бы увидеть, но их, к сожалению, в фильме не было.

 

Так, например, очень жаль, что совершенно в фильме не было такого действующего лица, как великий князь Михаил Павлович (самый младший из четырех братьев). А меж тем, его роль 14 декабря (да и до этого) была далеко не последней. Он вышел на Сенатскую площадь с остатками Московского лейб-гвардии полка (шефом которого он был!) и его появление на площади перечёркивало многие слухи (например, о том, что Николай арестовал братьев Константина и Михаила, чтобы они не смогли помешать ему узурпировать трон), он ездил одним из последних перед артиллерийскими выстрелами, пытаясь убедить мятежные полки разойтись. Наконец, он командовал одним из орудий, стрелявшим по мятежникам.

 

Жалко, что не показали смерть Милорадовича в казармах Коногвардейского полка со словами "Скажите государю, что я весьма счастлив, что мог пролить кровь мою в столь важную минуту. Я умираю спокойным, ибо чувствую, что исполнил долг, как всякому истинно русскому прилично". Могла бы получиться сильная сцена, которая помогла бы раскрыть персонаж Милорадовича ещё лучше.

 

Жалко, что совсем ничего не сказано о том, что Николаем были предприняты очень серьезные меры по охране Зимнего дворца, где находилась вся его семья (мать и жена с детьми). В частности, его подшефный лейб-гвардии Саперный батальон охранял Зимний дворец и это, по всей вероятности, нарушило планы декабристов, потому что один из полков намеревался, видимо, войти в Зимний, но, столкнувшись там с саперами, повернул сразу на Сенатскую площадь. (В связи с этим слова Трубецкого в финале о том, что, мол “а если б я сразу ударил по Зимнему?” звучат немного смешно, тем более, что Николай на него после этого смотрит с выражением “Ух ты ж! А ведь об этом-то я не подумал!..”).

 

Жалко, что не было сцены, как Николай целуется с народом после прочтения манифеста. Это тоже была бы хорошая сцена для раскрытия персонажа. И так же жалко, что нет сцены, как Николай выносит к сапёрам маленького Александра, говоря "я не нуждаюсь в вашей защите, а его вверяю вам!". Опять же, могла бы быть сильная красивая сцена…

 

Жалко, что нет сцены с обмороком Трубецкого (его нашли в домашней часовне без чувств, когда пришли арестовывать), впрочем намёк на то, что ему нехорошо, был. Кстати, следует отметить, что Трубецкой ни на какой Дворцовой площади не стоял. Во всяком случае, никаких свидетельств об этом нет. Известно, что он вышел в тот день из дома, но на Сенатскую площадь вместе с остальными не явился, а нашли его, как написано выше, уже после всего без чувств в домашней часовне.

 

Очень жалко, что так поверхностно и упрощённо были показаны идеи декабристов. Да, подкреплять идеи делом - это не про них, но сами по себе идеи у них были глубже, чем просто “Даёшь свободу!”.

 

Скажете, “ну, всего не покажешь!..” - на это скажем, что лучше бы авторы не путали зрителей событиями восстания Черниговского полка на Украине. Вообще, пожалуй, основная претензия к авторам - запараллеливание двух сюжетных линий, которые в реальности происходили с разницей в две недели. То есть, авторы пометили титром, что это в другое время, но только один раз, а скачки между Петербургом и Украиной происходят весь фильм, что зрителя неподготовленного должно жутко путать, наверное. А, главное, это вызывает ощущение параллельности событий. Можно было бы пожертвовать линией Черниговского полка (связанной с Южным обществом), чтобы лучше показать линию Сенатской площади (связанную с Северным обществом). Сейчас же фильм выглядит как затолканый в хронометраж полнометражного фильма сериал. Впрочем, от сериала, в котором нет временных прыжков, а всё постепенно и достаточно подробно показано, мы б не отказались. Тем более, что у фильма есть и сильные стороны.

 

Очень порадовало, что в фильме нет “ходульных” образов. Тут мы переживали за разное: Ася, занимаясь декабристами, боялась, что их покажут эгоистичными авантюристами, глядящими на Запад, я же опасалась, что из Николая снова сделают плоского “Николая Палкина”. Но обе стороны, в общем, показаны в фильме достаточно объемно.

 

Совершенно потрясающим вышел Николай у Ивана Колесникова. Помимо того, что похож, более-менее (во всяком случае, сильно более, чем Василий Ливанов в “Звезде пленительного счастья”, при всём уважении), очень порадовала игра Колесникова. Нас, конечно, 14 декабря 1825 года на Сенатской площади не было, но кажется, что эмоции Николая удалось передать очень хорошо. Он сомневается, он сильно переживает, даже боится (впрочем, судя по самым разным свидетельствам современников, не столько за себя, сколько за семью, что авторы из виду, к сожалению, упустили), но всё же держит себя в руках и действует на благо империи, как он себе его представлял.

 

Что касается образов декабристов, у Сергея Муравьева-Апостола хорошо схвачена отвага и запальчивость, но, к сожалению, совершенно не показаны его религиозные взгляды. Так, например, он обосновывал тираноборческие идеи избранными местами из Ветхого Завета. А своё отражение его концепция нашла в "Катехизисе", написанном в конце декабря 1825 года.

 

Рылеев передан блестяще как гражданин и романтик, да и как безумно нежный человек в быту, и то еще справедливо подмечено, что в конце он шел на смерть с блаженной улыбкой, обретя в каземате душевное равновесие. (Правда, есть небольшой нюанс: дочь Рылеева, вообще-то, звали Настенька, а не Варенька...)

 

Замечательно показана роль Милорадовича во всех этих событиях. Он, действительно, сначала был за Константина и пытался сыграть свою партию, но потом поменял свои взгляды и стал поддерживать Николая. Он действительно приходил в растерянности к Николаю на Дворцовую площадь, а тот его действительно послал наводить порядок (и это, действительно, была их последняя встреча).

В целом, достаточно точно показано расположение войск на площади (хотя полки под командованием декабристов должны были образовывать единое каре), и, в частности, расположение артиллерии (даже после того, как орудия передвинули, чтобы стрелять по льду). Место нахождения Николая на площади тоже показано верно (правда, Николай был там не всё время, а периодически ездил в Зимний, и окончательно уехал с площади сразу после того, как отдал приказ стрелять, а не наблюдал за тем, как расстреливают солдат).

В костюмах и оружии никаких ошибок мы не заметили, что тоже плюс (впрочем, тут мы не специалисты :)).

 

В общем, фильм посмотреть, пожалуй, стоит. Но мы бы советовали освежить в памяти события тех лет ДО того, как идти на фильм, а не после. И, в идеале, не по школьным учебникам или Википедии, а по историческим работам. Так, например, можем порекомендовать книгу Л.В. Выскочкова Николай I (из серии ЖЗЛ), в ней первые три раздела второй главы как раз посвящены предыстории восстания декабристов, самому восстанию и его последствиям. Читается очень легко и увлекательно (авторам фильма стоило бы взять эту часть книги за основу сценария, получилось бы отлично :)). Помимо этого, можем порекомендовать книгу В.А. Федорова “Декабристы и их время” для концептуального понимания всех этих событий, статью Ю.М. Лотмана “Декабрист в повседневной жизни” для понимания типа личности декабристов. А также, для понимания реальной ситуации в руководстве Северного общества, можно почитать статью М.С. Белоусова «"Предательство" С.П. Трубецкого: pro et contra». Но если на всё это времени и любопытства не хватает, просмотрите хотя бы Википедию, чтобы освежить в памяти все эти события.

 
 
 
 

Изменено: DNAlh, 30 Декабрь 2019 - 19:36


#2 Natuccia Опубликовано 30 Декабрь 2019 - 19:35

Natuccia
  • Свои
  • 6 201 Сообщений:
  • Наташа Налютина

Катя, я еще на фейсбуке прочитала и впечатлилась! 


natuccia.gif

#3 Multook Опубликовано 30 Декабрь 2019 - 21:09

Multook
  • Свои
  • 1 207 Сообщений:
  • Екатерина Алхазашвили

Катя, я еще на фейсбуке прочитала и впечатлилась! 

Спасибо! Рада, если было интересно :)



#4 Anchen Опубликовано 31 Декабрь 2019 - 6:06

Anchen
  • Свои
  • 703 Сообщений:
  • Анна Скачедубова
Очень интересно! Захотелось и прочитать про те события, и фильм посмотреть. Спасибо за рецензию :)

С нами сила Алхазашвили!


#5 Multook Опубликовано 31 Декабрь 2019 - 11:55

Multook
  • Свои
  • 1 207 Сообщений:
  • Екатерина Алхазашвили

Очень интересно! Захотелось и прочитать про те события, и фильм посмотреть. Спасибо за рецензию :)


Не за что! Очень рада :)

#6 Sankinn Опубликовано 09 Январь 2020 - 17:12

Sankinn
  • Свои
  • 2 231 Сообщений:
  • Александра Першина

 Ну ничего себе. 


«Где же ты, мой брат, кто же ты, мой друг, где же ты, моя любовь?» 
Н. О'Шей «Одной крови»

Помните: таких не берут в партизаны

Для блогерства уже поздно

 




1 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 невидимых