__А потом, через год-другой, время стало уже таким, что люди думали только, как хорошо устроиться. Мы, - как это символично звучит "поколение 2000", в детстве, пускай ещё полусознательном, ощутили на себе переживания страны, ещё страны людей, а не свободных личностей; большой страны. На наших глазах ломались наши родители. Здесь есть преувеличение - мы в Москве, не все в ней живут, а многих детей родители прятали от травмирующих психику обстоятельств. Но в целом существует культурный барьер, и кто за ним - увы, просто не знает о великом, конечно - трагическом.
__Помню, как в 91-м показывали по телевизору баррикады из троллейбусов. Потом пару таких побитых троллейбусов в Дворец пионеров притащили. Помню, как папа включил телевизор, по которому с какой-то трибуны на здании выступал перед огромным сборищем народа Ельцин. Сбоку у его головы держали два чемодана, я спросил папу зачем - он сказал, что могут в него стрелять сбоку, я не понял. Папа ушёл, я остался смотреть. Когда его уже не стало, я нашёл бронелист в его кейсе. А мама тогда работала в Голландии. В 93-м заварушка началась с утра, дети в школу не пошли (или их не рекомендовали пускать). Зато папу отправили (я не знал) на Васильевский спуск. Он звонил маме домой и рассказывал, что с автоматом в туалет ходит. Я его спросил, он сказал - в начале какие-то снайперы стали стрелять со зданий. Ну, и телевизор смотрел, как из танков по Белому дому стреляли; что журналисты, один, другой, иностранный, погибли под пулями. В общем, впечатление осталось, но главное - настроение тех времён.
__"Что такое осень" - редкий случай, когда современная музыка стала народной. Когда в роке нет надменности. Меня страшно удручает как все теперь, выучившись играть на электрогитаре, идут выступать, записывают композиции, и им ни в голову, ни на сердце не приходит, что настоящая музыка лечит душу (несмотря на то, что бывает горькой и даже страстной). Она не рождается по принуждению, вдохновение не берётся ниоткуда, его даёт особенный случай. И она не рождается где угодно - нужно очень многого достичь внутри себя, очень многому научиться у жизни, чтобы сотворить достойное самому. Простите, отвлёкся. Помню, этот клип крутили в 93-м или 94-м; сама песня - 91-го. Клип, честно, мне не нравится, но он, думаю, показывает настроение того времени. Вы только всерьёз на игры этих "взрослых" не смотрите, это не более, чем иносказание. Вот ещё хорошая запись известной песни (оказалось, ещё 90-го), кто помнит современное звучание - сравните интонации.
__А ещё я хотел рассказать, как осенью 99-го, когда в Москве взрывали дома, а в Югославии ситуация была, как перед Первой мировой, вечером мы были в 210-й, Кирилл Захаренко, Шура Правдухина, Наталка Сибирякова, кажется, и ещё кто-то был. Константин Викторович, наш куратор (кто не знает - высокий, в очках и очень интеллигентный), сидел на парте, и говорил, что не знает, что ему делать, что в девяносто первом он взял и пошёл на баррикады, а что делать сейчас? Тогда в лицей привезли "Декларацию прав ребёнка" ООН, что ли, и мы её в тот вечер почти первыми читали и подписывали. Сейчас я её не подписал бы, - она тоже не справедливая. Вот слышал на выпускном, что ли, "клятву лицеистов"... это опечалило. Люди прибегают к громким словам, когда внутри чего-то слишком мало. Напоследок мне хотелось бы привести стихотворение Юрия Шевчука, написанное за год до этих событий, по-моему - тоже единственное такое хорошее у него. К сожалению, теперь такие стихи вряд ли встретишь.
Соскочивший с дороги,
Упавший на полном ходу,
Все для драки готово, с землею спиною к спине,
Я смотрел на настигшее время
И в смертном бреду
Прошептал твое имя,
И мир обратился во мне.
Что-то было не помню еще, их глаза-голоса
Чьи-то рвали дома,
Кто-то вешал и бил фонари,
Над Москвою горели непроданные небеса,
Мы смотрели на них, задыхаясь от этой зари.
Так тревожно любить -
Ворожили на мне не дыша
Твои лица и пальцы, врачи отпускали грехи.
В этой длинной стране дураки умирают спеша,
Чтобы, снова родившись, писать неземные стихи.
Я пронес твое имя, назвал берега всех дорог
Верным словом Любовь, с запятыми -
Прощай и прости.
На стальных облаках косит прошлое
Ревностный Бог,
Подрезая людей, чтоб они продолжали расти.
Простите, пожалуйста, за неуклюжесть и сумбур, и несколько редакций.
Пишите, кому есть, что сказать-рассказать.
P.S. Хорошая фотохроника. Ещё две фотографии в Википедии, текст не читал, и ещё две.
Edited by koraalex, 10 October 2008 - 20:03 PM.