Знаете, я решил бахнуть тут маленький обзорчик этой игры.
Почему, чувак, 8 лет же прошло?
Потому что я вообще от видео-игр отошел, а тут был у родителей и наткнулся на диск. И вспомнил. И подумал – вот ведь как обидно, всякие новомодные ворлд-оф-варшипс, ворлд-оф-тэнкс развивают, а эта тема забыта...
А ведь это САМАЯ КРУТАЯ игра с точки зрения исторического реализма, которую я видел. И сейчас я немного расскажу вам о ней.
Разработчкии обычно стараются сдедать игры яркими, красивыми или динамичными.
А Стальную Ярость хотели сделать настоящей. И это самая настоящая игра из всех, какие я знаю!
Да, здесь не самый "крутой графон", непросто разобраться в управлении, нет сюжета в нашем обычном понимании этого слова, и главное — нет аттракциона с фейерверком и призами.
Но на каждое из этих "но" есть очень крутое ЗАТО.
Грубые текстуры и мало полигонов? Но теми средствами, которые у них были, разработчики создали Землю.
Это — Южная украина. Тут летящий из-под траков чернозем, лазурное после майской грозы небо, утренняя дымка, чернильная ночь с факелами пожаров, хлещущий стеной ливень.
Кажется, придвинься к монитору — и почувствуешь медовый дурманящий аромат трав в жаркий полдень, и кроваво-пороховую вонь проутюженных снарядами окопов и сырой запах развороченной танками пашни.
Тут у поваленных деревьев видно вывороченные корни, а сгоревший танк выглядит закопченым, а не просто сменившим текстуры. Анимацию людей нельзя назвать идеальной, но солдаты все равно не выглядят картонными дуболомами - бегают, залегают, отползают, прячутся за бруствером, как будто им и правда страшно.
Сложное управление? Зато сколько интересных деталей оно передает! Деталей, которые имеют значение в бою. Разбит прицел? Переключайся на перископ, предварительно закрытый броне-колпачком, совмести его с пушкой и целься по нему. Убили заряжающего? Посади на его место радиста. Плохой обзор через смотровую щель водителя? Открой передний люк настолько, насколько тебе нужно. У прицела маленький угол обзора? Высунься из люка и осмотрись с помощью бинокля. Не знаешь, какой будет следующая цель, боишься, что танки, но не хочешь рисковать потратить ценный бронебойный? Выбери заряжающему бронебойные снаряды, но прикажи пока не заряжать их. Вражеский пехотинец подобрался вплотную, а пушка не опускатеся так низко? У заряжающего есть лючок, через который можно отстреливаться из пистолета. Стрелять с ходу не можешь, потому что в прицеле только и мелькают небо и земля, а останавливаться надолго нельзя? Скомандуй водителю "Короткая!", шарахни, и пусть он рвет с места.
Все это - важные детали, которые создают эффект присутствия. Чувствуешь себя не за джойстиком робота-трансформера, а за рычагами подслеповатой, но все равно грозной боевой машины - со своими особенностями, сильными и слабыми сторонами, собранной руками людей на заводе. По-настоящему.
Нет сюжета? Зато к кажой миссии предусмотрен приказ, оформленный по всем правилам (обстановка, соседи, боевая задача), а карты, естественно, воспроизводят места реальных боев. И в каждом новом бою ты чувствуешь, как меняется ход сражения – вот ты прорываешь линию обороны, вот развиваешь успех, а вот уже окружение, а вот прорыв из этого окружения, почти без снарядов, арьергардные бои... Однажды я как раз прорывался и всех танкистов в моем танке убили, кроме одного. Я пересел на место механика, выжал газ до отказа, и уехал, бросив пехоту без прикрытия. И знаете... я почувствовал бессилие в этот момент.
Не слишком красочные спецэффекты? Зато тут атмосфера мясорубки не киношной, пугающе рутинной — хрупкие солдатики бегут цепью и падают, скошенные пулями, миномет прижимает взвод к земле, пехота разбегается в стороны, чтобы не попасть под гусеницы. Нет зрелища более грустного, чем взвод, который пытается удержать окоп, но в конце-концов не выдерживает обстрела всего одного-двух танков и вот уже в прицеле мелькают спины бегущих в серых мундирах.
Но и сами танки не неуязвимы. Высунешься из люка - могут подстрелить, подъедешь близко к траншее - закидать гранатами. Начинаешь ценить взаимодействие с пехотой. В танке куча элементов, которые могут повредить, даже если боекомплект не рванул от попадания — линзу прицела замазывает сетка трещин, перебитые гусеницы разматываются после попаданий, двигатель глохнет, а хриплый голос сообщает: "Заряжающий убит!"
Танки взрываются очень редко, обычно от попаданий бронебойных снарядов (15+ бронебойных в БК — это очень хороший расклад). Я вспоминал АФОТовские альбомы с изрешеченными танками — потому что часто бывает, ты попал, но если танк не взорвался, не загорелся и экипаж не вылез, ты не знаешь, уничтожен он или нет. И гвоздишь, пока не распахнутся люки. При этом баллистика, углы встречи и повреждения просчитываются ОЧЕНЬ детально. Я однажды попал "четверке" в ствол пушки, и танк взорвался, потому что сдетонировал снаряд в стволе.
И умереть легко: подвернуться бортом под огонь бронебоек, не поняв, откуда враг идет в атаку, не вовремя высунувшись из люка с биноклем, да и просто проиграв дуэль, не успев пристреляться быстрее оппонента. Или оставшись без бронебойных снарядов. Или попав под авиа-налет. Способов много. По-настоящему.
Происходящее осмысленно и одновременно завораживает своей жесткой реалистичностью. Здесь можно ощутить полутона войны.
Вот танки угрюмо и упорно перемалывают оборону, а ты чувствуешь - ну на соплях же держится оборона, почему они еще не бегут?
А потом те же танки один за другим погибают, попав в засаду. Бам! Бам! И два готовы. Третий успевает развернуться лбом, лихорадочно ищет врага. Бам! Бам! Еще бам! С леденящим душу потрескиванием танк начинает разгораться, шипит, как огромный адский чугунный казан, в котором поджариваются четыре человека. И это еще более жутко, потому что война идет дальше — вокруг продолжается бой, контратакует отброшенный противник, другие танки шпарят из пулеметов по бегущей пехоте, продолжают кружить наши штурмовики. Ты чувствуешь, как смерть твоего альтер-эго становится единичкой в ежедневной сводке, в чьем-то "рапорте о бое за свхз Красный Гигант". По-настоящему.
Дальше несколько фактов и скриншотов.
- В игре 3 кампании и 3 играбельных танка (Т-34, ленд-лизовская Матильда и Pz IV).
- Все снаряды — реальные типы, стоявшие на вооружении. В тридцатьчетверке, например, 2 типа бронебойных, 2 типа осколочных, 2 типа шрапнельных (с задержкой и с трубкой на картечь. У немцев есть кумулятивные снаряды.
- Четко видно трассер бронебойного снаряда. И вообще трассеры сделаны отлично. У ДТ они зеленого цвета.
- Можно регулировать прицел и делать пристрелку "по умному" — с выставлением дистанций и захватом цели в вилку, что актуально, если ведешь бой на большой дистанции.
- Большой спектр разного вооружения у пехоты — пушек, минометов, пулеметов (есть максимы), ПТ-ружей, даже СВТ не поленились сделать. А также разной неигровой техники (от Panzerjager I до банальных полуторок).
- Боевые действия ночью уже упоминал? Осветительные ракеты есть, есть фары.
- Есть управление взводом (причем можно выбрать способ — по радио, ракетами, голосом, флажками)
- После каждой миссии есть режим статистики, в котором можно посмотреть, какие повреждения (с указанием ВСЕХ попаданий и пробитий) получили все единицы техники, которые есть на карте (обычно это около 7-20 для каждой из сторон).
- Можно очень ясно понять разницу между командиром на Т-34, который вел бой, и командиром Pz IV, который командовал танком.
- Из минусов — бывают тормоза и вылеты, переговоры в немецком танке почему-то озвучены на русском (хотя немецкая пехота говорит по-немецки).
Вид в немецкий прицел.
Своя рубашка к телу ближе.
Как и в воспоминаниях танкистов, по-честному (без использования карты/радара и маркера целей, которые можно отключить) обнаружить ПТ-орудие на позиции ОЧЕНЬ сложно.
Когда играешь за русских и видишь ИЛы, душа радуется.
Вид через перископ Т-34. Трешки подставились.
Вид с места стрелка-радиста на место мехвода. Кстати, крышку люка мехвода можно отрегулировать вручную. И это важно, потому что когда она совсем открыта — это опасно, а когда закрыта, ни пса не видно.
На второй передаче.
Тот самый треснувший прицел. Это не худший вариант.
Матильда готовится форсировать вброд.
А вот ночной бой. Обратите внимание на отсвет зари на облаках.
Боевой приказ
В завершение повторю — это отличная игра, которая позволяет действительно прикоснуться к Истории, а не просто убить время, "погоняв в танчики".
Edited by Барон-разбойник, 11 November 2015 - 15:30 PM.