Вот здесь (и развитие - здесь) интересный вопрос поднимается - допустимы ли моральные оценки в истории. Мне кажется, что в исторической науке - однозначно нет (иначе есть высокая вероятность скатиться в публицистику и утратить способность спокойного анализа), в преподавании истории в школе - допустима в умеренной степени (да и невозможно, наверное, рассказывая о тех или иных исторических событиях совершенно абстрагироваться от собственного отношения к ним). Что думаете?
DN
Моральные оценки в науке невозможны просто потому, что это наука, и методы ее научны, то есть вопросы морали попросту не включают. Прошлое мира и законы природы не изменятся от нашего к ним отношения. Если у ученого в его науку пролезает мораль, то это какой-то нестойкий духом ученый, а то и попросту нечистоплотный. То, что такие сплошь и рядом, разговор отдельный.
Если же говорить о педагогике (и преподавании в целом), то для меня тут вопрос в том, насколько моральная система учителя совместима сейчас и должна быть совместима в итоге с моральной системой ученика (уместно ли транслировать свое представление о прекрасном, преподавая в чужой стране с чужой культурой, например?); есть ли у них – и должны ли быть – общие ценности, обладают ли эти ценности существованием для обоих вне учебного процесса: не оставляют ли оба всю эту мораль на полку в духе "рот закрыл – рабочее место убрал". Уверен, что упражнение по ритуальной ретрансляции обязательных для озвучивания камланий всем знакомо.
Соответственно, первоочередным вопросом становится наличие устойчивой моральной системы у учителя, на чем практическая применимость поставленной задачи в целом и заканчивается, как мне кажется, за ее полной ненадобностью. Дальше начинается теория.
Морализирование в обучении может иметь своей целью только воспитание нового носителя некой моральной системы. Соответственно, если система эта связна, внутренне непротиворечива и укоренена хоть каким-то образом в реальности, то использование истории как источника богатейшего иллюстративного материала может пойти только на пользу. Вопрос в том, что произойдет, если факты начнут приходить в противоречие с моральным учением: практика показывает, что с фактами в таком случае ведется беспощадная борьба путем натягивания совы на глобус, в результате которой факты обычно побеждают, как им и положено.
Еще один вопрос морали в обучении – то, насколько педагогичен сам метод; одни и те же результаты можно преподносить как бессвязную систему ярлыков или как некую систему вывода, позволяющую намотать ее на ус и все-таки воспринять к использованию. С другой стороны, моральная система, не дающая явных, понятных и осязаемых результатов, и уж тем более внутренне противоречивая, а то и бессмысленная, попросту обречена на вымирание.
Коротко говоря: учите чему хотите; если учите плохому, не беда – засохнет и отвалится.
Изменено: Квадрат Малевича, 15 Октябрь 2018 - 22:20