У меня сложное отношение к покойному. С одной стороны, я вырос на его монологах, многие из них помню наизусть и часто использую фразы из них в речи просто потому, что они максимально точно отражают то, что я в данный момент хочу сказать. То есть, нет сомнения, что Михаил Михайлович был велик и, в определенный исторический момент истории нашего общества, мог считаться по-настоящему народным артистом. Его зенитом, на мой взгляд, была середина восьмидесятых, вот этот вот безнадёжный андроповско-черненковский застой и может быть самая заря горбачевской перестройки. Когда было ощущение, что "у советской власти сила велика!" (с) и над ней можно шутить, понимая, что воспринимать её всерьез невозможно и свергнуть невозможно тоже. При этом, если не перегнуть палку и не заинтересовать товарища майора, шутить можно не опасаясь последствий. Вот тогда монологи Жванецкого были известны, наверное, каждому, как минимум, в городской интеллигентной среде. Что приятно - этот юмор был смешным, веселым, ироничным и не злобным, что ли. Время Жванецкого, на мой взгляд, закончилось, как и у многих деятелей культуры времен застоя, вместе с советской властью. Уже в 90-е, не говоря уже о нулевых, его шутки стали всё более желчными и ядовитыми, в них всё больше стало чистого негатива. А уж последние его выступления, которые я краем глаза видел, пробегая мимо телевизора, вызывали уже скорее жалость. То есть было видно, что окружающие ждут от него шуток и искрометности, а у него уже ни сил, ни вдохновения на это не осталось. Как пел еще один "герой вчерашних дней", в нужный момент лучше пойти ко дну. Увы. И, тем не менее, от Жванецкого останутся его гениальные фразы, которые ушли в народ (и даже приписываемое Черномырдину "Хотели как лучше - получилось как всегда" я точно помню в исполнении Жванецкого еще в начале 80-х!), его лучшие монологи и тот образ, который узнавали и любили. Покойся с миром.
DN