Очень интересная тема получилась, читаю с большим удовольствием
Народ, посоветуйте интересные места!
#21 Posted 12 July 2022 - 9:25 AM
#22 Posted 14 July 2022 - 17:51 PM
#23 Posted 16 July 2022 - 7:39 AM
З.Ы. Тема, где ДН спрашивает про интересные места превращается в тему, где ДН рассказывает про интересные места))))))))
С нами сила Алхазашвили!
#24 Posted 16 July 2022 - 12:40 PM
Очень интересно рассказываете. А можно потом и с фотографиями, как про Дагестан?
С нами сила Алхазашвили!
#25 Posted 16 July 2022 - 17:25 PM
Тема, где ДН спрашивает про интересные места превращается в тему, где ДН рассказывает про интересные места))))))))
Ну, если оказалось, что интересно, то почему бы нет?
С прошедшим юбилеем вас! Мира и гармонии в семье!
Спасибо!
Очень интересно рассказываете. А можно потом и с фотографиями, как про Дагестан?
Ну, если идея будет поддержана массами, то можно как-нибудь осенью.
Ну, и очередная серия.
Вчера поутру обошли чердынские музеи. Их тут несколько, при этом краеведческий и музей веры (бывший музей атеизма ) - это на любителя, а вот выставочный зал (кажется, так называется) в здании бывшей женской гимназии, как мне кажется, обязателен к посещению, ибо там потрясающе интересная экспозиция дославянской культуры этих мест. Очень впечатляет, правда грустно, когда видишь, что вся древняя культура коренных жителей погибла без остатка и сейчас даже сложно сказать, что означал тот или иной амулет, например. В общем, подводя итог по Чердыни, могу сказать, что ехать сюда однозначно стоит, причем, в идеале, не торопясь, дня на три полных.
После осмотра музеев махнули в Красновишерск, который сам по себе не особо интересен, т.к. город молодой и ничем особо не примечательный (разве что сидел здесь свой первый срок тогда еще молодой троцкист Варлам Шаламов). Но вот природа вокруг однозначно стоящая посещения. Во-первых, именно отсюда можно, переправившись через Вишеру, подняться на господствующую над всей окрестной местностью гору Полюд (527 м.), которая чем-то напоминает Одинокую гору гномов из Среднеземья.
Во-вторых, чуть выше города по течению Вишеры по левому берегу почти на два километра тянется камень (скала) Ветлан, который смотрится эффектно с воды
и с которого открываются потрясающие виды (кстати, Полюд виден и отсюда).
Островки на Вишере, видные сверху - это остатки деятельности Вишерлага. Ими разделяли реку на стремнину и тихую часть для удобства лесосплава.
Мы решили в день приезда осмотреть Ветлан с воды, а потом подняться на Полюд, что, судя по интернету, не должно было составить труда. С водной прогулкой получилось странно. В теории там ходит катер от Вишерского заповедника, именуемый "речным трамваем", который катает иногда до Ветлана, а иногда и выше по течению, где есть еще довольно большое количество красивых скал. Но, как оказалось, очередь на "трамвай" расписана аж до августа и люди записываются в лист ожидания на случай, если вдруг кто-то откажется. При этом не составило труда, переговорив с капитаном трамвая, договориться почти за ту же цену с его знакомым на моторке, который и к Ветлану нас свозил, и на другой берег потом перевёз. В чем тогда смысл ажиотажа с трамваем - так и осталось загадкой. Ветлан с воды смотрится замечательно, впрочем, те, кто был на Зилиме и Нугуше помнят, пожалуй, еще более впечатляющие скальные стены, обрывающиеся прямо в воду. В общем, видали мы и круче, но Ветлан однозначно достоин внимания. Затем мы отправились на Полюд. Туда ведет тропа (на Я.Карте обозначенная, как автомобильная дорога (даже не колея!)) длиной 7.5 км. Скажу честно, меня настолько успокоило то, что туда ездят машины, что в детали я как-то предварительно не вник. А зря. В общем, набрать предстояло почти ровно 400 метров. Первые 140 метров набираются за 6 км. и почти незаметны. А вот потом начинается самое интересное: набор оставшихся 260 метров за 1,5 километра. И то, по чему ты идёшь, оно, конечно, когда-то было дорогой, проезжей для уазика, но сейчас это сплошные промоины, камни и т.д. В общем, к концу подъема мы в очередной раз убедились, что горный туризм - это не для нас. Но вид с гребня Полюда, конечно, потрясающий (еще раз повторю, эта вершина господствует над округой в радиусе десятков километров) и если вы заберетесь в эти края, то осилить такой подъем обязательно надо.
На следующий день (сегодня) решили сходить на Ветлан. На этот раз внимательно изучили карту с отметками высот , поняли, что тут всё проще и пошли. Здесь длина тропы составляет около 3 км. и набирает она на этом протяжении 130 м. Со вчерашним никакого сравнения. Вид с Ветлана - см. выше.
После спуска с Ветлана у нас возник вопрос, что делать дальше, т.к. когда я планировал путешествие, у меня была в голове идея заброситься с "Хатангой" к Вишерогорску и сплавиться обратно до Красновишерска, потом эта идея отвалилась, но поправить график экспедиции я забыл. В итоге у нас осталось еще примерно полдня, которые было непонятно, куда девать, т.к. в городе смотреть, в общем, нечего. В итоге возникла шальная идея рвануть в Кудымкар, бывшую столицу коми-пермяцкой автономии. Логика была в том, что: а) вряд ли мы когда еще выберемся в такую глухомань и б) это позволяло разбить предстоящий длинный перегон из Красновишерска в Ижевск на два приемлемых по длине отрезка. Яндекс честно сказал, что между Березниками и Кудымкаром есть участок плохой дороги, но мы решили что мы джип и ничего не боимся. В общем и целом дорога оказалась нормальной (примерно 50 на 50 хороший асфальт и хороший грейдер), но было несколько участков чисто грунтовых, причем изрядно взмешенных машинами после каких-то прежних дождей. В общем, нам повезло, что в последние дни стояла сухая погода, т.к. иначе пришлось бы именно рубиться. А так - просто машина чумазая получилась. Думаю, это были самые плохие участки дороги, которые у нас будут за всю поездку (если, конечно, нам опять не припрёт куда-нибудь залезть ).
Кудымкар оказался на удивление приятным городком, совершенно не депрессивным, что можно было ожидать в такой глуши и с очень заметным присутствием культуры коми (коих тут большинство). К большому сожалению не оправдались наши ожидания попробовать аутентичной местной кухни, т.к. оба рекомендованных этнических ресторана были, по случаю субботы, закрыты на спецобслуживание.
Завтра моем машину, заходим в местный музей и - в Ижевск!
DN
#26 Posted 17 July 2022 - 10:57 AM
Ну, если оказалось, что интересно, то почему бы нет?
DN
Так я наоборот, только за))))
С нами сила Алхазашвили!
#27 Posted 17 July 2022 - 11:57 AM
Ну, если идея будет поддержана массами, то можно как-нибудь осенью.
DN
Массы поддержат! :-) Спасибо за тему :-)
С нами сила Алхазашвили!
#28 Posted 17 July 2022 - 19:46 PM
А вот потом начинается самое интересное: набор оставшихся 260 метров за 1,5 километра. И то, по чему ты идёшь, оно, конечно, когда-то было дорогой, проезжей для уазика, но сейчас это сплошные промоины, камни и т.д.
Не дошло до меня: этот участок пройден на машине или ногами?
Фотографии отличные. Мне очень нравится ваше путешествие, то, что вы забрались в сердце Урала, многие это себе и не представляют. Кстати, для меня как лакмусовая бумага в рассказе сработали слова "остатки деятельности Вишерлага", хотя реки, скалы и коми с манси, конечно, намного крепче и больше проросли в историю края. Странно, что вам так понравились деревянные скульптуры в Перми. Мне показалось, что это работа на заказ своего времени, просто сейчас выглядит необычно. К тому же, не нашёл в них глубины хорошей иконописи. Насколько знаю, это отголосок католической традиции, завезённой ссыльными дворянами.
#29 Posted 18 July 2022 - 10:12 AM
Из Соликамска мы выдвинулись в Чердынь, откуда я и пишу сейчас этот пост. Надо сказать, я заочно полюбил этот город, читая всякую информацию к поездке и рад, что он меня не разочаровал. Завтра уезжать, а я уже хочу вернуться. Кстати, если кто читал "Сердце пармы", то это вот про эти края. Чердынь, Искор, Покча и т.д. - они все тут, в шаговой доступности. Ранняя история этих мест полностью покрыта мраком, мы более-менее знаем, что тут происходило после прихода русских в середине XV века, а что тут творили прежде пермяки (коми) и вогулы (манси) , можно только догадываться. Из того, что есть сейчас:
а) собственно Чердынь, очень приятный провинциальный городок с хорошо сохранившимся историческим центром. Тихо, красиво, душевно. Провинция в лучшем смысле этого слова.б) Покча (ударение, как у всех финно-угров, на последний слог) - село рядом с Чердынью, в раннемосковской истории, по сути, предок Чердыни. На северной окраине есть источник "мертвой воды", по легенде бьющий ровно там, где вогульский князь Асыка казнил князя Михаила Ермолаевича (для тех, кто не читал "Сердце пармы", эта информация, наверное, лишена смысла, остальным немногим будет интересно). В современной Покче сохранились дома с интересной, нигде более не встречающейся, отделкой. Широко жили покчинцы при позапрошлой власти!в) Ныроб. Здешний конец географии. Здесь конец асфальтовой дороги (кстати, для истории: до Чердыни с юга идет прекрасный асфальт, от Чердыни до моста через Колву - хороший, а вот от Колвы до Ныроба я могу только матом, поэтому додумайте сами). Это традиционный лагерный край, причем первым зеком здесь был не кто-нибудь, а дядя первого царя из Романовых Михаил Никитич, репрессированный Годуновым (как обычно, говорят, что "ни за что", а там поди разбери... Но заговор Романовых почти наверняка таки был). Михаил Никитич сгинул в яме, за что потом Романовы взяли шефство над поселением и построили мемориал, но большие зоны слева по курсу, встречают въезжающего и сейчас. Более того, звонницей (взамен снесенной при большевиках колокольни) при храме служит перестроенная караульная вышка! Нигде больше такого не видел, очень атмосферно.г) Искор. Современный Искор ничего особенного собой не представляет, но недалеко от него находится Искорское городище, не то религиозный центр, не то город исконных дославянских обитателей этого края. Подниматься туда непросто, но виды того стоят. Правда, в нашем случае, впечатление сильно смазали какие-то тучи слепней, но если абстрагироваться...д) Пянтег. Такая дремучая древность, что даже коми не знают, что означает это название. В Пянтеге же расположено самое древнее ныне существующее на Урале здание - церковь, перестроенная их острожной башни. Достоверно известна с 1617 г. (и уже в этом случае это древнейшее здание Урала, но если верить тому, что в основе острожная башня XVI века, то она древнее церкви Михаила Архангела из Слободского (см. один изх предыдущих постов) и тогда это вообще древнейшая деревянная постройка России!). До Пятега асфальт пока, увы, не проложили, да и церковь в печальном состоянии. Хочется верить, что на восстановление этого памятника федерального (!) значения найдутся ничтожные, по федеральным меркам, деньги.
Опять слегка пооффтоплю. Про историю Чердынского уезда в прошлом году была выпущена игра, которая получила кучу положительных отзывов:
https://ru.wikipedia...ая_книга_(игра)
Я буквально весной ее прошел, мне понравилось Достоверность этнографической справки оценить не смог, но, судя по рецензиям, с этой точки зрения там все грамотно.
#30 Posted 18 July 2022 - 13:02 PM
Жду ваших рекомендаций. Вечерком немного про Ижевск напишу.
DN
#31 Posted 18 July 2022 - 18:31 PM
Так я наоборот, только за))))
Ну, будем продолжать
Массы поддержат! :-) Спасибо за тему :-)
Не за что! Осенью поговорим предметно тогда.
Не дошло до меня: этот участок пройден на машине или ногами?
И на Полюд, и на Ветлан мы ходили ногами. На Ветлан, в теории, можно заехать на машине (но не уверен, что это: а) разрешено и б) правильно), а на Полюд, боюсь, автодорога осталась только у Я.Карт. Какие-то два уазика попались нам навстречу в самом начале пути, но откуда они ехали - не знаю. Судя по следам и инфе, найденной, постфактум, в интернете, теоретически существует возможность подъехать на машине плавную часть подъема и лезть на штурм высоты со свежими силами.
Фотографии отличные.
Ну, как раз фотки-то тут не мои. У меня есть, но я их пока ни с телефона, ни с фотика не сливал. Это просто для иллюстрации моих слов что-то, найденное в сети.
вы забрались в сердце Урала, многие это себе и не представляют.
Изначальная затея выглядела еще более амбициозно. Хотелось от Красновишерска через Губаху проехать на Верхотурье, оттуда через всю Свердловскую и Челябинскую области, и вернуться через Башкирию. Но стало понятно, что в этом году мы по срокам не вписываемся. Да и слава Богу, т.к. был бы явный переизбыток впечатлений. Но дорогу исследовали, продолжение обязательно будет!
Странно, что вам так понравились деревянные скульптуры в Перми. Мне показалось, что это работа на заказ своего времени, просто сейчас выглядит необычно.
Я тебе страшную тайну открою: даже рублевская "Троица" - это работа на заказ. И в этом нет ничего страшного или постыдного. А пермская деревянная скульптура - это то, чего нет больше нигде.
Насколько знаю, это отголосок католической традиции, завезённой ссыльными дворянами.
Неправильно знаешь. Это, скорее, отголосок (или пережиток) древнего пермского язычества. То, что смогли выкорчевать в центральной России, но не смогли здесь. Люди резали фигуры идолов, потом постепенно прониклись христианством и начали изготавливать скульптуры Христа и святых. В поздних работах, конечно, барочное влияние чувствуется, но не оно было тут главным. Это именно что народное искусство (что легко подтверждается тем, что все скульптуры из пермской коллекции происходят не из крупных городов, где могли оказаться ссыльные дворяне (дворяне-резчики? хм...), а из самых далеких сёл, куда епископ никогда не доезжал и традиции сохранились).
Про историю Чердынского уезда в прошлом году была выпущена игра
Хех... Интересно! Чердынь становится модной? Интересно, это с легкой руки Иванова и его "Сердца пармы"?
Еще сюда напишу три небольших наблюдения, которые забыл написать в соответствующих постах:
а) есть в Вятке два монастыря: Успенский Трифонов - мужской и Преображенский - женский. И даже на официальном туристическом портале visitkirov на странице про женский монастырь в первом же предложении написана ахинея про то, что отсюда в Трифонов был прокопан подземный ход. Никого не смущает, что там метров 600 по прямой, да еще и посредине глубокий овраг с перепадом метров 50!
б) при изучении карты Перми была обнаружена река с очень интересным названием...
Что характерно, речка отделяет город от кладбища! Для полноты картины там, конечно, вместо моста должен быть паром.
в) в Чердыни и Кудымкаре нам попадались машины с "крымским" кодом - 82. Однако оказалось, что до 2005 г. этот код принадлежал как раз коми-пермякам!
DN
#32 Posted 18 July 2022 - 20:38 PM
Неправильно знаешь. Это, скорее, отголосок (или пережиток) древнего пермского язычества. То, что смогли выкорчевать в центральной России, но не смогли здесь. Люди резали фигуры идолов, потом постепенно прониклись христианством и начали изготавливать скульптуры Христа и святых.
Забавно. Я просто помню, как мы попали на выставку церковных статуй в краеведческом музее Дмитрова, там косвенное влияние католицизма прям чувствовалось. Получается, в Перми имела место, так сказать, конвергенция?..
Хех... Интересно! Чердынь становится модной? Интересно, это с легкой руки Иванова и его "Сердца пармы"?
Полагаю, не без этого, хотя "Сердце Пармы", кмк, больше повлияло на дебютный проект той же студии - "Человеколось". В "Черной книге" акцент больше делается на то, как полузабытые верования коми и манси повлияли на "народное православие" и во что вся эта мифология превратилась к XIX веку.
Edited by GrGr, 18 July 2022 - 20:40 PM.
#33 Posted 19 July 2022 - 4:25 AM
Гриш, начать с того, что самые ранние (из сохранившихся!) деревянные статуи тут XVII века, когда католическое влияние в отдаленных пермских селениях можно, конечно, напрягшись, предположить (ну, там, пленники времен Смуты и т.д.), но гораздо проще все объяснить неизжитым до конца (точнее, переосмысленным уже в христианском духе) языческим опытом. Да и искусствоведы об этом говорят. Поздние работы - да, попытка воспроизводства модного в XVIII веке барокко. Но это такой милый народный наив.Забавно. Я просто помню, как мы попали на выставку церковных статуй в краеведческом музее Дмитрова, там косвенное влияние католицизма прям чувствовалось. Получается, в Перми имела место, так сказать, конвергенция?..
Сиквел, получается.Полагаю, не без этого, хотя "Сердце Пармы", кмк, больше повлияло на дебютный проект той же студии - "Человеколось". В "Черной книге" акцент больше делается на то, как полузабытые верования коми и манси повлияли на "народное православие" и во что вся эта мифология превратилась к XIX веку.
DN
#34 Posted 19 July 2022 - 5:44 AM
а) есть в Вятке два монастыря: Успенский Трифонов - мужской и Преображенский - женский. И даже на официальном туристическом портале visitkirov на странице про женский монастырь в первом же предложении написана ахинея про то, что отсюда в Трифонов был прокопан подземный ход. Никого не смущает, что там метров 600 по прямой, да еще и посредине глубокий овраг с перепадом метров 50!
"А в это время женщины копали, и продвигались женщины вперед!"
Простите, не удержался :-)
С нами сила Алхазашвили!
#35 Posted 19 July 2022 - 17:57 PM
"А в это время женщины копали, и продвигались женщины вперед!"
Простите, не удержался :-)
Володь, вот на самом деле я уверен, что это всё одного поля ягоды. Я уже не первый сталкиваюсь с тем, что если в городе есть мужской и женский монастыри, то обязательно есть и легенда про подземный ход. При этом, разумеется, нет ни одного достоверно известного хода. Но миф живуч.
DN
#36 Posted 19 July 2022 - 18:55 PM
Так, остановились мы в Кудымкаре, продолжаем. Правда, наверное, будет немного, но не бросать же... В общем, дорога из Кудмыкара в Ижевск оказалась очень хороша (только где-то на последних километрах, между Воткинском и Ижевском, утомила длииииная однополоска с почти постоянной сплошной и плотным встречным потоком. Да, здесь напишу, что та самая плохая дорога вообще без покрытия, глину от которой я с огромным трудом отмыл на кудымкарской мойке, находится на старой границе регионов (Пермской области и Коми-пермяцкого АО) и была не нужна ни тем, ни другим. Надеюсь, что теперь, с образованием Пермского края, её, наконец доведут до ума, а то это позор какой-то... По дороге в Ижевск, проехали, как было сказано выше, Воткинск - родину П.И. Чайковского и один из центров знаменитого Ижевско-Воткинского восстания. Город, увы, не посмотрели, но вот с этой точки оба одновременно словили дежавю. У обоих возникло четкое ощущение, что это Гусь-Хрустальный (где мы бываем каждый год), только увеличенный раза в три. Видимо, во времена заводов, работавших на силе падающей воды, планировка заводских городков была практически идентичной.
Ижевск полностью вписался в существовавший у меня в голове образ уральского (да, я знаю, что это уже не Урал, но всё же) промышленного города, в котором заводы являются основой города и сутью его существования. В той же Перми, например, это заметно куда меньше. Главное моё впечатление (даже можно сказать - потрясение) от Ижевска - это, внезапно, заброшенный главный корпус Ижевского оружейного завода около плотины. Вдумайтесь: построен тогда же, когда А. Захаров в Питере реконструировал Адмиралтейство и принадлежит к тому же композиционному типу (всего таких заводов в России было четыре (Адмиралтейство в Питере, Ижорский завод под Питером, и тут Ижевск и Воткинск, но в последнем сильно меньше), первое в России многоэтажное промышленное здание, крупнейшее в мире (!) промышленное здание эпохи классицизма. Впечатляет?
Вот такой красавец был:
Впоследствии горел, неоднократно перестраивался и сейчас заброшен и находится в аварийном состоянии. Очень хочется верить, что ему не дадут погибнуть.
В остальном город хоть и явно небогатый, но приятный и, во всяком случае, в центре, ухоженный. Есть даже вполне по-столичному оформленные общественные пространства, где народ проводит досуг. Кстати, там, на центральном амфитеатре обнаружилось сразу несколько гармонистов, наигрывавших что-то народное, что сразу вызвало в памяти строки из чьих-то мемуаров, что ижевские повстанцы и в атаку под гармошку ходили. Не исключено, что это отголоски еще тех традиций.
В Ижевске культ пельменей. Дело в том, что название этого обще-финно-угорского блюда в русском языке происходит именно от удмуртского "пельнянь" ("хлебное ухо"). И пельменей тут много разных и все вкусные.
А вот с музеями нам не повезло. Мы оказались в Ижевске в понедельник, который обычно является выходным у музейщиков, поэтому успели вечером воскресенья посмотреть находившийся совсем под боком музей Калашникова (интересный, но всё-таки узкоспециальный) и всё. Даже планы посетить сегодня утром этнографический музей "Лудорвай" сорвал сильный дождь. В общем, есть повод приехать в Ижевск снова.
А сегодня мы уже в Казани и есть уже полное ощущение того, что путешествие подходит к концу. Хотя, конечно, тут тоже интересно, но толпы туристов создают уже совсем другое настроение, чем было на Урале.
P.S. А еще в Ижевске найдено заведение, которое называется так, как должен был бы называться реинкарнировавший "Мак".
DN
#37 Posted 22 July 2022 - 17:31 PM
#38 Posted 22 July 2022 - 18:18 PM
Красота!
#39 Posted 25 July 2022 - 4:29 AM
Сильны! :-) И еще раз, спасибо за рассказы!
С нами сила Алхазашвили!
#40 Posted 28 July 2022 - 18:39 PM
И еще раз, спасибо за рассказы!
Не за что!
Кстати, помнишь, была идея сплава по Вишере? Так вот, можно сплавиться 87 км. от Акчима до Красновишерска (простая заброска, проходишь все знаменитые "камни" (скалы) Вишеры, но именно на этом участке в затылок друг другу (утрирую) идут группы коммерческого сплава), а можно ровно 200 км. от 71 квартала (долгая и, видимо, дорогая заброска, но нет коммерческих групп и, вроде, есть какие-никакие порожки). Вопрос я изучил, были бы они поближе - точно соблазнился бы.
DN
2 user(s) are reading this topic
0 members, 2 guests, 0 anonymous users