Продолжаем разговор. (с) Итак, Вятка, столица очень странного региона, который, вроде, и не Поволжье (как Нижний), и не Центральная Россия (как Кострома), и не Урал (как Пермь). И даже не Север, как Вологда и Архангельск. В общем, Вятский край - он свой собственный. Особенности начинают проявляться сразу, как только из бесконечных лесов выезжаешь к какой-никакой цивилизации в районе Котельнича. Вот посмотрите на карту, ничего необычного в названиях не видите?
Где еще есть населенные пункты названные по фамилиям? Подсказка: в Аджарии. А вот в России больше нигде я ничего подобного не видел, а тут это прямо очень распространено по всей области.
Кроме того, регион на удивление многонационален. Кроме русских тут живут все те, у кого русские в прежние времена отжали эти земли: коми, удмурты, марийцы и татары. И следы их культурного влияния, если задуматься, заметны до сих пор.
История собственно Вятки (до 1780 г. - Хлынов) начинается где-то в районе XI-XII веков, хотя это если говорить о славянском поселении, но нечто финно-угорское наверняка тут было и раньше. Новгородцы создали тут свой филиал - Вятскую вечевую республику, которая ненадолго пережила даже своего родителя, но не избегла общей судьбы и была присоединена к Москве. От тех времен в Вятке ничего не осталось, даже более поздний кремль (деревянный) до наших дней не дошел и сейчас самое старое здание города - Успенский собор Трифонова монастыря. Трифон Вятский, основатель монастыря, до сих пор пользуется в городе популярностью и уважением и даже местное пиво - и то называется "Трифон" (тоже, кажется, другого подобного прецедента в России не найти). Еще из местной православной истории интересен образ "Спаса Хлыновского" (или "Вятского Спаса"), который интересен своим очень добродушным видом.
Интересно, что Спасская башня в московском Кремле получила это имя (до этого была Фроловской) после того, как в 1647 г. через неё в Успенский собор привезли этот ставший популярным и прослывший чудотворным образ (да, уже тогда всё самое лучшее вывозили в Москву...). Собственно и икона над Спасскими воротами - это список "Спаса Хлыновского". А сама икона хранилась в московском Новоспасском монастыре и, увы, в 1917 г. бесследно исчезла.
Еще из внезапного и неожиданного - один из первых советских памятников революционеру. В данном случае - Степану Халтурину, который происходил из, как вы догадались, деревни Халтурины неподалеку от Вятки. Памятник поставлен в 1923 г. еще в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, когда канон изображения подобных персонажей еще не сложился.
В кулинарном смысле Вятка - это уже преддверие Урала и тут начинается царство пельменей (собственно, это ведь изначально финно-угорское блюдо) и пирожков-посикунчиков. Последние, кажется, за пределами Урала и Предуралья неизвестны, а зря.
А вот что, наверное, известно всем - это дымковская игрушка. Дымково - это заречная слобода Вятки, поэтому игрушек тут много, причем это до сих пор именно авторский промысел.
В общем и целом Вятка оставила благоприятное впечатление, хотя, конечно, видно, что туристы тут бывают нечасто и вся соответствующая инфрастуктура только начинает развиваться.
Относительно недалеко от Вятки находится интересный город Слободской, ранняя история которого тоже теряется в тумане, но, похоже, что и тут у истоков стояли всё те же новгородцы. Здесь стоит самое древнее сооружение всей Вятской земли (и, если не ошибаюсь, самое древнее деревянное сооружение в России) - церковь Михаила Архангела (1610 год, для сравнения, знаменитая Преображенская церковь в Кижах на 104 года младше), ранее служившая проездной башней несохранившегося монастыря.
Интересно, что в 1973 г. её разобрали и отвезли в Париж (!!) на выставку, потом снова разобрали и вернули в родной город, но уже на новое место, где она и стоит до сих пор. Также Слободской известен тем, что это родина Александра Грина и кардиохирурга Александра Бакулева (последний, правда, строго говоря родился не в Слободском, а в соседней деревне... правильно, Бакули ). Ну и в целом город сохранил историческую застройку XIX века и, если б его привести в порядок, мог бы быть локальным аналогом Суздаля. Но тут замкнутый круг: туристов нет, поэтому ничего облагораживать не надо, а т.к. ничего не облагорожено, то нет туристов и, соответственно, доходов. Увы.
После Слободского дальше по Р-243 (кстати, если верить Вики, то она приведена в порядок на средства от системы "Платон", так что всё-таки есть от него польза) цивилизация вновь надолго заканчивается и именно здесь обнаружены отдельные участки плохого асфальта, требующего интенсивного руления. Причем, что странно и неприятно, такие участки внезапно начинаются и так же внезапно обрываются, сменяясь снова идеальным асфальтом. Что тому причиной - непонятно.
В Пермском крае Р-243 впадает в М-7 и сразу возникает ощущение, что попал на муравьиную тропу. Плюс Пермь, как город-милионник сама по себе генерит серьезный трафик. Еще из первых впечатлений от Перми - огромная (реально!) Кама. Кстати, все знают, что на самом деле в Каспийское море впадает не Волга, и даже не Кама, а Вишера?
Вот, как-то так. Завтра гуляем по Перми и празднуем юбилей, а потом выдвигаемся на север Пермского края, где мы ночуем в палатке и, соответственно, вряд ли будем в пределах быстрого интернета.
DN