Впечатляющая цифра, уже сопоставимая с продолжительностью Первой (1554 дня) и даже Второй (2189 дней) мировыми. Когда всё начиналось, мне казалось, что это кончится довольно быстро, даже когда стало понятно, что так, как в Казахстане в начале 2022 (кто не помнит, там зашли, постояли и вышли) не будет, всё равно не верилось, что это больше, чем на несколько месяцев. Но воронка раскручивалась и с некоторых пор уже непонятно, может ли вообще эта война закончиться в обозримой перспективе. Взаимное отчуждение сторон максимально, соответственно позиции в политической сфере по прежнем диаметральны, в военной сфере у нас классический «позиционный тупик» и materialschlacht (AKA «война на истощение»).
В связи с этим случившийся нынче прорыв ВСУ в Курскую область представляется мне попыткой выскочить из этой парадигмы, в которой у Украины нет хороших вариантов. Если брать исторические аналогии, то это «Die Wacht am Rhein», она же Арденнская операция декабря 1944 – января 1945 гг. Немцы тогда прекрасно понимали, что пытаться отсиживаться в обороне – это тупиковый вариант и решили рискнуть и попытаться нанести внезапный удар союзникам, ослабив их и заставив пойти на сепаратные переговоры (а про то, что нынешние и предполагаемые потенциальные будущие успехи должны улучшить переговорную позицию Украины было сказано на самом высоком уровне). Как и в 1944 г. после первоначального успеха наступление завязло (схожесть даже в том, что и тогда, и сейчас очень многое для срыва наступления сделала авиация) и развит первоначальный успех оказалось нечем. Соответственно, если в самые ближайшие дни не последует вторая фаза украинского наступления на этот раз в Брянской области (из района Глухова на Рыльск и далее на Льгов), то можно будет с чистой совестью сказать, что фокус не удался.
При этом, учитывая, что несмотря на то, что всё медийное внимание сейчас приковано к курскому пограничью, фронт ВСУ в Донбассе продолжает неуклонно сыпаться, попытка наступления в Курской области может только ускорить наступление глобального кризиса ВСУ.
В общем, не верю, что все скоро кончится (хотя еще неделю назад ходили слухи о возможных переговорах, что теперь, кажется, совершенно невозможно), но не исключено, что скоро что-то заметно изменится.
Продолжаем наблюдение.
«Не теряйте мужества, худшее впереди» (с) (вроде бы, Марк Аврелий, но это неточно).
DN