http://antoin.livejo...com/639930.html
Всё началось в 525 году. Через шесть лет должен был закончиться срок действия пасхалии (таблицы дней празднования христианской пасхи), составленной епископом Кириллом Александрийским на 95 лет — с 437 по 531 год. Папа Иоанн I был, видимо, весьма предусмотрительным человеком, потому что именно тогда, заранее, он озаботился проблемой новой пасхалии и поручил её составление своему архивариусу, монаху Дионисию Малому (Dionysius Exiguus), скифу по происхождению.
Предыдущая пасхалия основывалась на счёте лет от начала правления великого Диоклетиана, но Дионисию почему-то этот император казался отвратительным тираном, и потому он предложил считать года «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа (ab incarnatione Domini nostri Jesu Christi)». Своевольный архивариус даже указал точную дату рождества Господня — 25 декабря 753 года от основания Рима.
Для определения этой даты Дионисий опирался на сведения о жизни Иисуса Христа, содержащиеся в Евангелиях и на сложившиеся к его времени традиции празднования христианами пасхи и исчисления дней этих празднований. Дата рождения Иисуса в Евангелиях, конечно, не была прямо указана (возможно, по той причине, что иудеи не считали дни рождения людей заслуживающими каких-либо торжеств). Однако, Евангелие от Матфея сообщало, что «Иисус родился в Вифлиеме Иудейском во дни царя Ирода» (2:1), что «по смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (2:19-20). Ирод умер в 749 году от основания Рима, следовательно, в 753 году, если исходить из приведённых слов Евангелия от Матфея, Христос должен был пребывать уже в возрасте более четырёх лет.
В Евангелии от Луки говорилось, что в то время, когда родился Иисус, Октавиан Август издал распоряжение о проведении переписи по всей Римской империи. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, записаться с Марией, обручённой ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей, и родила Сына своего Первенца…» (2:1-7).
Октавиан Август в кратком своём жизнеописании (в исторической литературе оно известно как «Деяния божественного Августа» — Res gestae divi Augusti, так его издал Теодор Моммзен) упомянул о трёх переписях: 28 года до н. э., 8 год до н. э. и 14 год н. э. (см.: Автобиография Августа (Анкирский памятник) // Римская империя. Сборник статей в переводе А. С. Милюковой. М., 1900. С. 42-43). Слова Августа полностью подтверждаются Гаем Светонием Транквиллом (см.: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1993. С. 45). Очевидно, что евангелист Лука мог иметь в виду только перепись 8 года до н. э. Существуют свидетельства, что как раз примерно в это время Сирией управлял Публий Сульпиций Квириний (см.: Машкин Н. А. Принципат Августа. М., 1949. С. 545).
Перепись, проведённую в указанные годы Лука не зря назвал первой: в приблизительно в 6 году до н. э. Квириний провёл ещё одну перепись (см. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Спб., 1900. Т. 2. С. 290). Повеление идти записываться «каждый в свой город», о котором писал евангелист Лука, сохранилось на одном из папирусов и было опубликовано в 1907 году: «Гай Вибий Максим, правитель Египта, повелевает поскольку мы намерены провести ценз, необходимо приказать всем, кто по какой-либо причине живёт вне дома, вернуться в их собственные округа, чтобы пройти перепись обычным порядком» (Kenyon F. G., Bell H. J. Greek Papiri in the Museum. London, 1907. P. 125).
Таким образом, 753 год от основания Рима, назначенный Дионисием Малым для рождения Иисуса Христа, был избран в очень слабой связи со сведениями о нём, приводимыми в Евангелиях, и совершенно без какого-либо анализа и учёта исторических фактов. Скорее всего, Дионисий просто-напросто нашёл наиболее подходящий для составления постоянной пасхалии год. И это является, пожалуй, самым главным мотивом его отказа от летоисчисления по Диоклетиановой эре, — отказа, который он прикрыл ссылкой на то, что Диоклетиан был «скорее тираном нечестивым и гонителем, чем монархом». Иначе говоря, Дионисий совсем не стремился новую систему летоисчисления для всего общества и на все случаи. Предложенный им способ отсчёта лет был предназначено только для религиозных целей. Поэтому историки и составители хронологий всемирной истории продолжали вести летоисчисление не от рождения Иисуса Христа, а от сотворения мира.
Следовательно, когда говорите "такой-то год от Рождества Христова", следует добавлять к цифре ещё восемь лет, но поскольку это мало кто знает, лучше — говорить не о Рождестве, а о "нашей эре".
О том, как рассчитывали год сотворения мира и как счёт от Рождества Христова распространился в Западной Европе, можно узнать в книге, откуда была взята и вышеприведённая информация с любезного разрешения автора (это пеар, да). Поскольку она во многом результат самостоятельного исследования, сомневаюсь, что где-то о датировании Рождества написано полнее.
Рождество Господне
Started By
Ste!
, Mar 13 2006 9:28 AM
5 replies to this topic
#1 Posted 13 March 2006 - 9:28 AM
#2 Posted 13 March 2006 - 9:29 AM
Ну и дальше - обсуждение вопроса в комментариях.
#3 Posted 13 March 2006 - 11:00 AM
Ммм... Насколько точны источники? Что-то, как мне припоминается, речь шла о разнице в 4 года... Ведь перепись дело долгое...
#4 Posted 13 March 2006 - 11:14 AM
Ну, я и раньше слышал о восьми годах, но источников не помню - давно это было.
#5 Posted 13 March 2006 - 13:14 PM
Ммм... Насколько точны источники? Что-то, как мне припоминается, речь шла о разнице в 4 года... Ведь перепись дело долгое...
Да, то ли три, то ли четыре года. Так, во всяком случае считают видные библеисты. Если интересно - могу поискать ссылки на соответствующие материалы. Про восемь лет слышу в первый раз.
DN
#6 Posted 13 March 2006 - 20:53 PM
Да нет, спасибо. Дома достаточно литературы, просто нет необходимости лезть. Я думала, что появились новые "уточненные" данные с тех пор, как нам прочитали Историю Вселенской церкви и Новый заветДа, то ли три, то ли четыре года. Так, во всяком случае считают видные библеисты. Если интересно - могу поискать ссылки на соответствующие материалы. Про восемь лет слышу в первый раз.
DN
1 user(s) are reading this topic
0 members, 1 guests, 0 anonymous users