В итоге все события этого периода в голове у человека будут лежать в общей куче, по принципу "это было давно, еще до меня".
В итоге так и происходит сейчас у среднего ученика, потому что "даты трудно удержать в голове, они забываются" — "без дат нет структуры" — "без структуры нет причинно-следственных связей".
Почему вы считаете, что даты в формате таблицы (списка) — это единственная форма структуры? Это самая сложная форма структуры для запоминания имхо. Стих ГОРАЗДО проще — в нем есть ритм, рифма, а если стихотворец хороший, то еще композиция. В таблице с датами этого нет. И вы напрасно говорите, что стихи забываются "так же". Может, человек, зубривший Есенина наизусть, и не вспомнит их, но о чем писал Есенин, в целом запомнит неплохо, образ Есенина (вернее, творчества Есенина) в голове у него останется. А от исторических событий часто не остается даже образа.
Я не предлагаю, конечно, учить историю в стихах). И я не говорю — "давайте вообще выкинем даты или дадим их сносочкой в конце". Но я считаю, что дать структуру причинно-следственных связей, например, в графической форме (с указанием дат), объяснить ее, спрашивать ее и небольшое количество САМЫХ ОСНОВНЫХ дат по периоду на "3 или 4 балла", а все даты, скажем — "на 5" — вот это был бы принципиально иной подход.
Я бы выделил для школьного восприятия 3 уровня восприятия исторических событий одного периода:
— Как это выглядело
— В каком порядке это шло
— Какие причины и последствия это имело
Вот "анекдоты", которыми вы меня почему-то попрекаете, хотя я совсем не их здесь имел в виду, входят в 1й уровень. Его подача, по идее, должна вызывать интерес, дергать за эмоции.
А вот какой из уровней, 2 или 3, позволяет ученику создать в голове более стройную картину "что это была за эпоха/период" — это вопрос. В традиционном подходе с зубрежкой дат и изложением материала в формате "записать на доске название события, назвать дату, рассказать о событии — следующее событие" однозначно превалирует "в каком порядке это шло".
А если бы в начале давался обзор связей событий? "В этом периоде произошли такие-то важные события." Показать на схему (видимо, граф), кратко описать эти события, с обозначениями причинно-следственных связей (и пусть там будут даты, на которые внимание пока не акцентируется, и пусть события, произошедшие в одно время, находятся на одном уровне, и пусть будет выделен цветом/размером масштаб и значимость событий). Описать эти связи. А потом уже рассказывать в той или иной степени подробно про каждое событие.
Я естественно, не методолог, поэтому могу объяснять коряво. Но я уверен, что вот так "что после чего происходило" тоже запоминалось бы лучше, чем традиционный истфак-стайл нарратив. В то же время я понимаю, что если задача стоит не "рассказать так, чтобы запомнилось", а "подготовить к егэ" — то да, и подход должен отталкиваться от этого, тут уж ничего не попишешь.
Я не сказал, что это проще или сложнее. Я спросил "зачем"?
Стихи, которые учатся, развивают чувство языка, чувство стиля, чувство прекрасного. Даты по истории никаких чувств не развивают. Это просто плоская структура 4-значных чисел, как правило без иерархии (иногда только самые важные даты выделяются).
И я еще раз отдельно скажу, что я не считаю, что вы преподавали нам историю плохо. Ни в коем случае. Отлично преподавали, и я вас не критикую!
Я критикую метод, и не метод вообще, а метод с точки зрения задачи "создать запоминающуюся картину периода". Тот метод, который есть, направлен на создание запоминающейся картины событий по отдельности. Это нужная и важная задача, но инструмент "столбик дат, насилующий мозг школьника", призванный в рамках текущего метода решить первую задачу, делает это плохо.
Изменено: Барон-разбойник, 13 Январь 2016 - 18:11
Я вышел на скалы, согнувшись горбато,
И крик мой потряс небеса —
То брат выкликал на заклание брата,
Чтоб вырвать у брата глаза.
И буря поднялась от хлопанья крылий —
То брат мой явился на зов,
И жертвенной кровью мы скалы кропили,
И скрылись от взора богов.