Что-то я внезапно прочитал весь тред (ну, почти).
Вспомнил уроки истории, кривичей и дреговичей, за которых чуть не получил 3 в четверти (что-то не помню, в чем там была проблема, но, кажется, я приходил что-то пересдавать). Вспомнил уроки истории в 10-11 классах... Даты - это было очень неприятно. Все их как-то учили, но получалось, по-моему, у всех плохо кроме, конечно, Шурика Козлова. Зато мы придумывали технические средства для повышения незаметности шпаргалок У Михи была шпаргалка на резиночке, убирающаяся в рукав (впрочем, она, вероятнее всего, была придумана на географии), кто-то распечатывал даты на прозрачной пленке... Идеи, в общем, были разные
Что касается отдыха между физикой и математикой, то, кстати сказать, история по крайней мере мной так не воспринималась. И если на литературе и русском мы просто делали домашку по алгебре, то на истории такого, насколько я помню, не было.
Исторические анекдоты - очень интересный формат. Кажется, именно интересности не хватало на уроках истории. А то, что не интересно, конечно, и усваивается хуже. Сейчас я, когда еду с работы, включаю радио "Звезда" - там читают фрагменты книг, короткие рассказы. Многие из них - про историю. Из последнего, что запомнилось, миниатюры Валентина Пикуля и воспоминания Василия Головнина. Пикуль, конечно, ужасно искажал факты, но читать его интересно. Мемуары Головнина тоже захватывают. В общем, к чему я... Именно свидетельства очевидцев событий представляют, кажется, наибольший интерес. В них есть интересные подробности, там описываются чувства и мысли участников событий. Например, книга "Волоколамское шоссе" Бека мне очень понравилась.
Такой формат вряд ли возможен на уроках истории. Но, к сожалению, перечисление сухих фактов, хронология событий, не позволяет, на мой взгляд, понять логику событий. Современный мир совершенно другой... Кроме того, дети не имеют собственного опыта, им невозможно примерить что-то на себя. Да и взрослому-то тяжело Вот, например:
В результате осады Великих Лук 1580 года Великолукская крепость была взята польско-литовскими войсками короля Стефана Батория. Однако в первом сражении русские ратники нанесли серьёзное поражение польскому войску. В ходе боя противник потерял около 10 тысяч человек, было захвачено королевское знамя, а сам Баторий чуть не попал в плен.
Что такое осада? Что значит "потерял около 10 тысяч человек"? Как можно захватить королевское знамя? И так далее. Ну, можно это все заучить, но последствия всех этих событий непонятны. Исторического контекста очень не хватает. Поэтому причинно-следственные связи не видны, и поэтому запомнить материал трудно. Можно выучить даты, да, но понимания, я считаю, от этого сильно не прибавится. С другой стороны, лучше хоть даты знать, чем ничего
Как-то сумбурно, наверное, излагаю, но переписывать времени нет.
Изменено: pevcov, 21 Февраль 2016 - 11:20