И для этого руководить должен выпускник, а не лицеист-старшеклассник? Тогда нужно, мне кажется, к каждым трем лицеистам приставить по одному выпускнику, чтобы точно ничего не перепутали ;-)Все так, но детишки, многие из которых вообще выходят первый раз в лес на ночь, должны грамотно собраться, чтобы не замерзнуть и не промокнуть, должны срубить именно сухую елку (а не сырую, как получилось на заре деятельности Володиного факультатива), должны уметь поставить палатку на землю, а не привязать к деревьям (как было на одном из слетов), должны не пришкварить те самые макароны к котелку.
Эх, вспоминаются первые страницы советского школьного дневника: «Учащиеся советской общеобразовательной школы, стремясь быть достойными гражданами своей социалистической Родины, выполняя заветы великого Ленина, обязаны: 1) 2) 3) 4) 5) ...»Да, он должен организовать, ибо должен учиться. И он отвечает за свой участок работ. Речь о вмешательстве выпускников идет в том случае, когда лицеисты творят откровенную глупость, ну, например, волокут из лесу трухлявую березу. Можно, конечно, и в этом случае не вмешиваться, но тепло и сытно тогда станет очень не скоро.
...должен организовать, ибо должен учиться... Кому должен? Нам с вами? С чего это? Значит, один должен выполнить сложную и ответственную работу, учиться, стараться, а остальные в основном отдыхать и дышать свежим воздухом? А что ему за это будет? В конце слета выпускник похвалит и даст чупа-чупс? А вы бы согласились?
А речь идет именно о том, что выпускник и звеньевой руководят вместе, отвечает (так и не понял, в каком смысле) за звено выпускник и он же имеет право отменить при необходимости решение звеньевого — см. пункт 7.
Вопрос с дровами, кстати, насколько мне известно, в последние годы решается централизованно: нужно просто порубить до наступления темноты заготовленные заранее бревна.
А вы считаете, что если бы посещение уроков обществознания и химии было бы свободным, а в течение и в конце курса не было бы никаких экзаменов, зачетов и пр., кто-нибудь ходил бы на них? На них ходят, потому что так нужно для получения аттестата. А для чего нужно учиться туристическим тонкостям человеку, который, как я, например, никогда не был и не собирается быть туристом? Тот же, кто считает это необходимым, и так будет посещать занятия турклуба, без какой-либо обязаловки.Может, их тогда и в школе нечему уже учить, они сами разберутся?
Другое дело, что и уроки провести, и навыки поведения на природе привить можно так легко и деликатно, что эффект будет огромным, а вроде как все само так и получилось. Но для этого совсем не обязательно ставить над звеньевым инструктора. В конце концов, все то, о чем вы говорите, запросто можно проговорить в течение 20—30 минут на собрании для звеньевых, которое, кстати говоря, каждый год и проводится. Рассказать, что нельзя рубить живые деревья, что палатку надо ставить на землю, а не вешать на деревья и т. д. А если что-то забудется, вот тогда-то на помощь и придет выпускник, который и здесь поможет, и там, и все объяснит.