Как некоторые знают, я очень неравнодушен к шанти и видимо поэтому Ютьюб мне как-то подсунул в рекомендациях замечательных англичан The Longest Johns. Настоятельно рекомендую. Они артистичные, чертовски обаятельные и понимают толк в шанти и не только!
Во время прослушивания этих ребят в машине по дороге из Крыма в Москву у нас родился вопрос: а почему в России не сложилась народная традиция ВЕСЕЛЫХ застольных песен? Чтобы под них можно было весело попить пива, например? А не подперев голову рукой затянуть "Черного ворона"? Есть идеи? Или мы просто таких песен не знаем? Матерные частушки не предлагать, это всё-таки, другое.
Во время прослушивания этих ребят в машине по дороге из Крыма в Москву у нас родился вопрос: а почему в России не сложилась народная традиция ВЕСЕЛЫХ застольных песен? Чтобы под них можно было весело попить пива, например? А не подперев голову рукой затянуть "Черного ворона"? Есть идеи? Или мы просто таких песен не знаем? Матерные частушки не предлагать, это всё-таки, другое.
DN
Загадочная русская душа ) Вообще есть же совершенно точно всякие барды, которые веселое сочиняли, но они широко известны в слишком узких кругах. Как-то вот, да, если не матерные частушки, то , собравшись, пели что-то с непременно глубоким смыслом и подтекстом. Может, это потому, что авторская песня отчасти возникла как ответ на официальную эстраду?
Во время прослушивания этих ребят в машине по дороге из Крыма в Москву у нас родился вопрос: а почему в России не сложилась народная традиция ВЕСЕЛЫХ застольных песен? Чтобы под них можно было весело попить пива, например? А не подперев голову рукой затянуть "Черного ворона"? Есть идеи? Или мы просто таких песен не знаем? Матерные частушки не предлагать, это всё-таки, другое.
DN
Ну, из тех застольных песен, которые мне в голову приходят - это "Ойся ты ойся" и "Косил сено старичок" так-то они есть, вопрос в том, что у нас с традиционной культурой в принципе все не очень хорошо, она не на слуху.
По условиям задачи - матерные частушки не предлагать
Ну не надо думать, что все, кроме интеллигентов, поют исключительно матом. Вот скажем, мои родственники из Поволжья (г. Вичуга) в моём детстве пели (офигительно пели, до звона в стеклах!) городские романсы, типа "Не слышно шума городского". Но это, опять же, какие-то невеселые, хоть и красивые, песни.
Отчасти да, ответ на официальную культуру, худсоветы и т.д. Но вообще наверно студенты, туристы, поэты и романтики пели всегда Это состояние души
Честно говоря, я не думаю, что те, кто писал песни, певшиеся у костра, думали о том, что они кому-то там противостоят. Собственно, всяким бардам предшествовали блатные песни, которые в первой половине 50-х, если не позже, распевали буквально все и на которых, собственно, вырос Высоцкий. Конечно, вся эта блатная романтика противостоит официальной "линии партии", но не думаю, что это было осознанно.
Ну не надо думать, что все, кроме интеллигентов, поют исключительно матом. Вот скажем, мои родственники из Поволжья (г. Вичуга) в моём детстве пели (офигительно пели, до звона в стеклах!) городские романсы, типа "Не слышно шума городского". Но это, опять же, какие-то невеселые, хоть и красивые, песни.
DN
Простите, я опять неудачно обобщила
Честно говоря, я не думаю, что те, кто писал песни, певшиеся у костра, думали о том, что они кому-то там противостоят. Собственно, всяким бардам предшествовали блатные песни, которые в первой половине 50-х, если не позже, распевали буквально все и на которых, собственно, вырос Высоцкий. Конечно, вся эта блатная романтика противостоит официальной "линии партии", но не думаю, что это было осознанно.
DN
Ну это же не только песни у костра. Некоторых бардов же действительно запрещали пускать на сцену по идейным соображениям, например, Галича, Кима, Мирзаяна... Не всех конечно.
Ну это же не только песни у костра. Некоторых бардов же действительно запрещали пускать на сцену по идейным соображениям, например, Галича, Кима, Мирзаяна... Не всех конечно.
Ну, это отдельных представителей движения, так скажем. В массе своей КСП был абсолютно аполитичен.
Мягко говоря, нет. Приводить текст песни не буду (18+), загуглите по названию
Так по условию задачи матерные частушки не принимаются.
Ну а если говорить именно о шанти как застольной песне, то имею сказать следующее. Шанти - это очень специфическая штука, это прежде всего песни, которые пелись во время тяжелой работы для синхронизации работников между собой (например, при подъеме парусов или гребле). В застольные они превращаются уже потом, после схода на берег Традиция "работных" хоровых энергичных песен - это традиция, которая самозарождается при артельном согласованном труде, в тот момент, когда требуется какое-то относительно быстрое усилие: даже выгребать из штиля крайне редко требуется дольше, чем полдня. Если продолжать проводить аналогию, "работные" песни в России есть - так же знаменитая "Эй, ухнем!", но по ней прям слышно, что баржу тягать - это гораздо более монотонное и безысходное занятие.
Еще один важный момент, требующий уточнения, - насколько свободны по сравнению, например, с Англией, были матросы российского торгового флота в веке этак в XIX? Мне кажется, это может частично послужить ключом к разгадке. Полагаю, например, каторжники на галерах вряд ли пели шанти, у них, если и были песни, то со своей атмосферой.
Ну а если говорить именно о шанти как застольной песне, то имею сказать следующее. Шанти - это очень специфическая штука, это прежде всего песни, которые пелись во время тяжелой работы для синхронизации работников между собой (например, при подъеме парусов или гребле). В застольные они превращаются уже потом, после схода на берег Традиция "работных" хоровых энергичных песен - это традиция, которая самозарождается при артельном согласованном труде, в тот момент, когда требуется какое-то относительно быстрое усилие: даже выгребать из штиля крайне редко требуется дольше, чем полдня. Если продолжать проводить аналогию, "работные" песни в России есть - так же знаменитая "Эй, ухнем!", но по ней прям слышно, что баржу тягать - это гораздо более монотонное и безысходное занятие.
Да, конечно, шанти - это именно рабочие песни моряков. Вопрос про застольные родился, как я написал, просто в процессе прослушивания. Хотя и в классических шанти нет той безысходности, что в "Дубинушке" или "Пуделе". Вот, например. Текст и перевод можно посмотреть здесь.
Еще один важный момент, требующий уточнения, - насколько свободны по сравнению, например, с Англией, были матросы российского торгового флота в веке этак в XIX? Мне кажется, это может частично послужить ключом к разгадке.
В каком смысле свободны? В Англии положение матросов было очень так себе. Вспоминается знаменитая фраза, приписываемая Черчиллю: Naval tradition nothing but “rum, sodomy, and the lash." Это, правда, про военный флот, но в торговом было не сильно лучше, как я понимаю и тяжелого труда там хватало. А вот в России в это время своего торгового флота вообще практически не было, как ни странно.
Да, опытным путём выяснено, что под "Смерть кочегара" ("Раскинулось море широко") очень удобно грести. Это, конечно, по формату не шанти, но тем не менее.
Вот так выглядели русские шанти эпохи парусного флота (после каждых двух строк шел припев "Вот калина. Вот малина"). К сожалению, есть исполнение только мужского хора Валаамского монастыря, но они поют в своей специфической манере, увы.
Я не уверен, что застольные песни как таковые можно выделять именно в отдельный жанр, вот в чем дело. В наше время к таким застольным песням (ну, т.е. песням, которые поются во время застолья) можно в равной степени отнести "Ой-йо", "Шаланды" и "Виноградную косточку", в зависимости от того, с кем столуешься
По поводу личной свободы я плохо выразился - тут скорее речь больше о том, были ли предпосылки для зарождения специфической морской субкультуры. Судя по тому, что с торговым флотом все было плохо, с предпосылками тоже было не очень
Я не уверен, что застольные песни как таковые можно выделять именно в отдельный жанр, вот в чем дело. В наше время к таким застольным песням (ну, т.е. песням, которые поются во время застолья) можно в равной степени отнести "Ой-йо", "Шаланды" и "Виноградную косточку", в зависимости от того, с кем столуешься
Оно понятно. Речь про песни, которые пелись бы, условно, в трактире/кабаке, большой компанией под выпивку. Хотел привести в качестве примера "Когда я пьян, а пьян всегда я", но выяснилось, что это, увы, имитация... Или, всё-таки, нет?
Судя по тому, что с торговым флотом все было плохо, с предпосылками тоже было не очень
We originally hoped for 100 submissions for this project... When almost 500 turned up, we had to rethink our plans! It's so amazing to watch this video and see the faces of people still keeping Folk Music and Sea Shanties alive all around the globe! A huge thank you to everyone who took part, and remember to keep singing! Hopefully this video gives you a bit of optimism for the future at the end of such a dreary year. Back in 2019, we had the idea to sing a song with as many of our fans as we could. When 2020 hit, it seemed like the perfect time to do it! Since we got way more submissions that we expected, we ended up having to delay the video's release until NOW!
We originally hoped for 100 submissions for this project... When almost 500 turned up, we had to rethink our plans! It's so amazing to watch this video and see the faces of people still keeping Folk Music and Sea Shanties alive all around the globe! A huge thank you to everyone who took part, and remember to keep singing! Hopefully this video gives you a bit of optimism for the future at the end of such a dreary year. Back in 2019, we had the idea to sing a song with as many of our fans as we could. When 2020 hit, it seemed like the perfect time to do it! Since we got way more submissions that we expected, we ended up having to delay the video's release until NOW!
DN
Эту песню пели моряки после возвращения домой из вояжа. "Она" здесь - это корабль, который поставили на стапель в доках после плавания. Ну эт я так, к слову. Может кто не знает