Так а канонизирует кто? Не "официальная церковь"?
Насколько я понял, "официальную церковь" Лёша как раз осуждает, в т.ч. и за канонизацию Николая II.
DN
Так а канонизирует кто? Не "официальная церковь"?
Насколько я понял, "официальную церковь" Лёша как раз осуждает, в т.ч. и за канонизацию Николая II.
DN
А я вот не согласен. Я считаю, что по своему были правы обе стороны в Гражданской войне и революции. И надо ставить памятники и царям, и тем, кто против них боролся, и белым, и красным. Это всё наша общая история. Только предатели памятников не заслуживают.
DN
Напомню, что за Дзержинским у нас не только красный террор, но и искоренение беспризорщины (несколько миллионов совершенно несоциализированных, одичавших за годы Гражданки детей, между прочим). Это я не к тому, что он безгрешен, а к тому, что в истории вообще не бывает абсолютно черных и абсолютно белых. Про темную сторону Александра Невского уже говорил и, в принципе, каждого крупного деятеля если копнуть, то свои скелеты в шкафу найдутся.
Неужели ты не понимаешь, что твое восприятие тех или иных исторических персонажей есть ни что иное, как результат усвоения тобой господствующего в данный исторический момент в обществе стереотипа? Вот, скажем, живи ты лет на 30 раньше, у тебя не возникало бы сомнений относительно заслуг Дзержинского, и, наоборот, вызывали бы отвращение цари. А нынче - наоборот.
В этом смысле пустота вместо памятника на Лубянской площади - действительно памятник эпохе. Какая эпоха - такой и памятник. Пустота.
Не согласен по всем трём пунктам. Я, вроде, чётко сформулировал свою позицию:
1. Понятно, что все не без греха, тем более политики. Но есть тираны, а есть политики. Спор тут мог бы быть, если бы Дзержинский уничтожил бы отдельных людей, которых незаслуженно счёл негодяями. Или если бы ввёл чрезмерно строгие наказания и порядки задержаний, но без лишения жизни и пыток, если не считать немногочисленные злоупотребления на местах. А речь о массовых репрессиях, виданных ранее разве только во время опричнины. Людей убивали не то, что за проступки, а даже просто за классовую принадлежность, как потенциально опасных. Кстати, совершенно справедливую заметку встретил в интернете, что беспризорники появились в том числе потому, что ведомство Дзержинского расстреляло их родителей. И ещё одну заметку встретил, которую прошу прокомментировать: памятник на Лубянке поставили при Хрущёве, и именно с его подачи Дзержинского стали восхвалять, ранее такой популярности у его личности не было. - Правда? Присовокуплю ещё вопрос: а почему тогда мы не почитаем иных большевистских палачей, которые тоже участвовали в восстановлении разрушенной страны, в т.ч. будучи переведёнными на гражданские должности? Потому что их при Сталине расстреляли, а потом не реабилитировали? Я просто не понимаю, за что ставить памятник Дзержинскому? Почему тогда не поставить против Минобороны памятник Троцкому? 23 февраля празднуем, ведь.
2. Те, кто 30 лет назад знал, что натворили большевики, и помнил своих погибших предков, думаю, не горел желанием ставить Дзержинскому памятники. По крайней мере те, у кого в семье были раскулаченные, советской власти не верили. СССР был страной тоталитарной, и пропаганда строя с рождения делала своё дело. Я вырос уже тогда, когда информация стала доступной, а пропаганда шарахалась из стороны в сторону и большой силы не имела. Объективная оценка таким деятелям вполне может быть дана. И прежде всего она идёт от того, что на немецкие деньги в условиях разрухи к нам приехал "пломбированный вагон" с товарищами, русскую культуру ненавидевшими и желавшими любой ценой реализовать свои властные амбиции. Собственно расстрел ими демонстрации в поддержку Учредительного собрания, их таки не поддержавшего, говорит о незаконности их власти. А их методы построения нового общества исключали полноценное и подробное знание народом собственной истории, их устраивала только намерено невежественная трактовка. Или, ставить памятники тем, кто просто нравится, по душе приходится в своей легендарной ипостаси? ...Вы как бы отталкиваетесь от констатации фактов, обосновываете закономерность истории, имеете исключительно ретроспективный взгляд. А мы должны сейчас принять решение, мы в данном случае вершим эту историю, это потом будут говорить: они выросли такими-то и так думали. Так, не лучше ли постараться быть объективными?
3. А почему эта пустота не может быть отдушиной для людей? Как пострадавшие в Германии евреи и не евреи относились к сносу нацистских памятников? Я совершенно не считаю ельцинское время пустым. И это не только эффект детства, при всех трудностях это время было довольно плодовитым ввиду разных обстоятельств. Лицей оказался в наибольшей степени востребованным в это время и прошёл большой путь развития именно тогда. Романтика тогда ещё не превратилась в прагматику и потребительство. Политическая борьба действительно существовала. Люди искали выход, а не думали каждый о своём, - как я это запомнил. Другое дело, что проходят десятилетия, раны заживают, возникает потребность в новых героях и интерес к старым и забытым.
Как-то вы пропустили мой тезис о том, что совершенно не обязательно ставить памятник-статую конкретному человеку. Памятники имеют различные формы и могут подчёркивать отдельные стороны и значения личности или явления.
Знаешь, что смешно? Ты призываешь к объективности и при этом сыпешь совершенно дикими пропагандистскими штампами. И критикуешь мой подход, хотя я-то, как раз, призываю к умеренности и памяти о всех, вне зависимости от их политических пристрастий.Так, не лучше ли постараться быть объективными?
памятник на Лубянке поставили при Хрущёве, и именно с его подачи Дзержинского стали восхвалять, ранее такой популярности у его личности не было. - Правда? Присовокуплю ещё вопрос: а почему тогда мы не почитаем иных большевистских палачей, которые тоже участвовали в восстановлении разрушенной страны, в т.ч. будучи переведёнными на гражданские должности?
И еще подумалось вот... Во Франции до сих пор главный праздник - день взятия Бастилии, а гимн - Марсельеза. И памятники революционерам там есть. Это при том, что террор там был просто дикий. И ничего. Но нам, конечно, помнить всех деятелей своего прошлого нельзя.
DN
И еще подумалось вот... Во Франции до сих пор главный праздник - день взятия Бастилии, а гимн - Марсельеза. И памятники революционерам там есть. Это при том, что террор там был просто дикий. И ничего. Но нам, конечно, помнить всех деятелей своего прошлого нельзя.
Да, но я бы не сказал, что Франция - образец устойчивого государства и что её ждёт хорошее будущее.
У нас всё разговор слепого с глухим. Я ещё раз подчеркну: памятники создают народу культ. Поэтому моя позиция: злодеям ставить памятники нельзя. Но можно ставить памятники событиям и даже идеям. И в таком случае можно упомянуть очень разных людей, которые причастны к событию. Можно даже упомянуть каких-то персонажей с негативным акцентом.
И еще подумалось вот... Во Франции до сих пор главный праздник - день взятия Бастилии, а гимн - Марсельеза. И памятники революционерам там есть. Это при том, что террор там был просто дикий. И ничего. Но нам, конечно, помнить всех деятелей своего прошлого нельзя.
Заметка по касательной к исходной теме: французские военные поднимают бучу.
Заметка по касательной к исходной теме: французские военные поднимают бучу.
Правильно делают. Но уже поздно, увы. Та, старая, Франция уже погибла безвозвратно. Сейчас уже, боюсь, "прощальным костром догорает эпоха". Хотя даже безнадежная правильная попытка - это всё равно правильно.
Для тех, кто читает по-французски, само письмо здесь.
DN
0 members, 3 guests, 0 anonymous users