Ну, раз народ интересуется, напишу о своём видении происходящего по состоянию на вторую годовщину войны.
Во-первых, договоримся о терминах. Я очень не люблю термин «Специальная военная операция» и вовсе не в силу какой-то там оппозиционности, а просто потому, что он давно устарел и не соответствует тому, что мы видим в реальности. Два года назад была попытка сменить власть на Украине в формате СВО (из исторических аналогий вспоминается операция «Дунай» - Чехословакия`68), но тогда всё с самого начала пошло не по плану и, в итоге, очень быстро (окончательно – после Стамбульских переговоров) СВО превратилась в полноценную войну. То, что она не была объявлена ни с одной из сторон (хотя военное положение на Украине действует) ничего не значит, таковы нынешние реалии, у нас и нефть в Европу через Украину до сих пор идёт.
Во-вторых, СВО, в её изначальном варианте, была для России вынужденным шагом. Вынужденным как демонстративным неисполнением Украиной Минских соглашений (собственно, все контрагенты России уже открыто признали, что они их никогда выполнять и не планировали), так и более глубинными проблемами, а именно пресловутым расширением НАТО на Восток. Россия многократно говорила, что для неё расширение НАТО на постсоветское пространство (за исключением Прибалтики) – это «красная линия», но это игнорировали, а Украина в 2019 г. внесла стремление в НАТО и ЕС в свою конституцию. Конечно, никто не планировал воевать так, как вышло, как мне кажется, собирались повторить казахстанский сценарий начала 2022 г., возможно, в несколько более жестком варианте и посадить в Киеве лояльное России правительство. Но что-то пошло не так и это, конечно, колоссальный провал МИДа, и СВР.
Третий тезис – эта война далеко вышла за пределы собственно Украины и обрушила старый миропорядок, сложившийся после распада СССР и предполагавший доминирование США во главе остального Запада. Уверен, что чем бы не закончилась война, возврата к старому уже не будет. Не то, чтобы Россия хотела этого изначально, но так вышло. Сейчас очевидно, что этот спонтанный бунт России против старого миропорядка поддерживают весьма серьезные силы в мире, что, собственно, позволяет нам держаться, несмотря на все пакеты санкций. Другое дело, что пока совершено непонятно, каким будет новый миропорядок. Новый баланс сил только еще должен будет сложиться по итогам и нашего конфликта, и ближневосточного и, конечно и прежде всего, дальневосточного. Идет одновременная игра на многих досках, причем происходящее на каждой влияет на остальные и Украину нельзя рассматривать изолированно, даже если в других конфликтах мы прямо не участвуем. Совершенно не факт, что этот новый мир будет прекрасен, но одно можно сказать точно – если Россия проявит слабость, то баланс с удовольствием сведут за её счет. Ничего личного, просто геополитика. Так что, увы, других вариантов, кроме как выигрывать войну, в которую мы вот так внезапно два года влетели, у нас нет.
Собственно, если бы война шла в формате Россия vs Украина, то всё было бы уже давно кончено, но чем дальше, тем больше очевидно, что мы имеем войну Россия vs Запад, где Украине отведена роль дрона-камикадзе. Запад поставляет Украине оружие, создающее России большие проблемы, и, что не менее важно, разведданные и спутниковый интернет через Starlink. И вот тут вырисовывается опасная перспектива. Дело в том, что, на данный момент, победных вариантов у Украины не осталось. Все результаты летнего контрнаступления утрачены (вроде бы, как раз сегодня ВСУ потеряли Работино, за которое шли жаркие бои летом и которое было символом хоть каких-то успехов), пала Авдеевка – крупнейший и мощнейший украинский укрепрайон на самой окраине Донецка и вообще, фронт явно пришел в движение и наши давят сразу на пяти направлениях. Посмотрим, что из этого выйдет, но перспективы интересные. При этом допустить поражения Украины Запад не может, так как это будет, прежде всего его, Запада, поражение и все увидят, что «Акела промахнулся». Поэтому, хочу ошибиться, но все-таки ожидаю в ближайшее время все более сильное вовлечение НАТО (не столько США, у которых в приоритете китайское направление, сколько европейские страны) в происходящее. Думаю, поэтому Путин давал понять Карлсону (а это было, конечно же, не обычное интервью, а зондирование почвы республиканцами), что Россия на определенных условиях готова договориться о сворачивании войны, чтобы избежать этой опасной эскалации, которая может в какой-то момент вылиться в прямое вовлечение наших и натовцев в боевые действия. Но раньше выборов в США изменений ожидать не приходится, т.к. демократы так много поставили на Зеленского, что отказаться от его поддержки для них равносильно политическому самоубийству, тогда как Трамп, в случае победы, может сказать, мол, при мне такой фигни не было и с легкой душой закрыть убыточный проект. И от того, в каком состоянии подойдут к американским выборам противоборствующие стороны, и будут зависеть условия гипотетического соглашения. В общем, война продлится минимум до конца года, а, может быть, и дольше, если, конечно, не произойдет каких-то неожиданностей.
Перечитал и понял, что как-то поверхностно получилось. Сокращал, чтобы не получилась совсем уж простыня, поэтому только наметил основные тенденции. Если интересно - задавайте вопросы, буду пытаться отвечать.
DN