Зарубились мы тут с koraalex'ом на тему группы "Ария" и тяжелой музыки в целом, привожу цитату из другого топика и постараюсь на нее ответить, как могу
Перечитал сейчас часть текстов - есть, так скажем, готские темы - нравится живописать всякие "тёмные" вещи, но с отрицательной оценкой, есть, скажем, упаднические с явным настроем на отторжение себя от "доброй стороны мира". Лично моя оценка уже с позиции сорокалетнего человека - такое творчество нацелено на сдвиг психики, получается одно только "мир злой, судьба у меня плохая, я обречён, за плечом смерть", к этому регулярно добавляется "надо бороться, мы воины, откажись от злого пути". Иногда встречается тема воли-борьбы-единства, характерная для скинхедов-язычников. Я понимаю, как на это клевали подростки в 90-х, у которых не всё ладно было в доме или в окружении (и не помню, чтобы взрослые в те времена это оценивали, не считая "sixteen forever" байкеров). По качеству текстов и исполнительскому уровню музыкальной части - есть некоторое содержание, проработка, музыку я скорее оценю как "увлеклись шумовыми эффектами", вообще страсть к тяжёлой музыке - по-моему адреналиновая наркомания. Понимаю, что могу писать сейчас обидные для тебя вещи, потому что то, на чём вырос, обычно остаётся с тобой и тебе это дорого, но честно: то, что я сейчас читал, - это как графоманство против литературы, подрожание. И важный момент состоит в оценке творчества как такового: является ли оно созиданием или развлечением, чем-то ценным для человека или синтетическим фоном, которым глушат действительность. На том оффтоп прекращаю, если есть желание пообсуждать предмет с возможно радикально разных сторон - давай сделаем отдельную тему.
Я в принципе являюсь большим поклонником тяжелой гитарной музыки, много ее слушаю и даже иногда играю, посему не могу не обойти это высказывание стороной, тем более, что не согласен примерно с 90% его содержания Вторичность и некую... скажем так, графоманистость "арийских" текстов вынесу за скобки, ибо это стоит отдельного обсуждения, что же касается музыкальной составляющей и придирок к ней, постараюсь ответить.
> и не помню, чтобы взрослые в те времена это оценивали, не считая "sixteen forever" байкеров
Ну тут, как раз все понятно. Если на западе хэви-метал как жанр сформировался плюс-минус в конце 70х годов, то в СССР о нем, за исключением весьма небольшого сообщества меломанов, готовых платить чудовищные деньги за пластинки, еще почти десяток лет не знал никто. И конкретно "Арию" эти люди не воспринимали всерьез, потому что считали их подражанием грандам жанра, прежде всего, Iron Maiden и Judas Priest. Забавно, что многие так считают до сих пор, хотя я думаю, что большую роль сыграла узость и консервативность хэви-метала как жанра, в нем очень сложно быть оригинальным. Именно поэтому, кстати, один из основателей "Арии", басист Алик Грановский, достаточно быстро оттуда ушел и сделал свою группу "Мастер", ему стало тесно в избранном направлении.
> музыку я скорее оценю как "увлеклись шумовыми эффектами", вообще страсть к тяжёлой музыке - по-моему адреналиновая наркомания
Если не говорить исключительно про хэви-метал в его классическом изводе, то вот вообще не соглашусь Это примерно то же самое, что говорить про то, что "джаз - это сплошной визг", или например "электроника - это сплошная умца-умца". За почти 50 лет от достаточно примитивного и нарочито грязного по звучанию жанра (кстати, очень смешно сейчас читать про идеологическое противостояние первых экстремальных металлистов и хардкор-панков, потому что на тот момент разница в звучании многих "непримиримых врагов" крайне условная) тяжелая гитарная музыка породила кучу самых разнообразных вариаций, проникла в мейнстрим и несколько раз перевернула его с ног на голову, образовала кучу поджанров и направлений, в том числе и сблизившись с другими жанрами музыки. Собственно, на текущий момент я бы сформулировал это понятие как музыкальное направление, звучание которого главным образом формирует особым образом записанное и сведенное звучание электрогитар с эффектом перегруза или дисторшна. А дальше мы имеем широчайший спектр, от полусимфонических атмосферных полотен до электронно-танцевальных проектов, от грубых и прямолинейных песен до сложнейших по структуре произведений, смыкающихся с авангардной классикой и джазом. Ну и пресловутый "адреналин" тоже весьма под вопросом. В конце концов, есть же такие поджанры, как, например, Funeral Doom, или, наоборот, веселенький и бездумный глэм родом из 80х... Не хэви-металом единым, как говорится!
> то, на чём вырос, обычно остаётся с тобой и тебе это дорого
Да, по отношению конкретно к "Арии" у меня действительно много ностальгии (более того, я значительную часть их творчества в свое время переложил на акустическую гитару и до сих пор периодически попеть люблю), но я бы не стал расширять это чувство на весь "тяжеляк" в целом. Да, чтобы расслушать в нем красоту, необходима некая привычка, но большую часть того, что я слушаю, я открыл для себя уже далеко не в подростковом возрасте (да хоть тех же Gaupa из соседнего топика, это для меня сейчас одна из любимейших команд).
> И важный момент состоит в оценке творчества как такового: является ли оно созиданием или развлечением, чем-то ценным для человека или синтетическим фоном, которым глушат действительность.
А это весьма интересная тема в целом. Мне кажется, подвижники любого направления искусства так или иначе созидательны, даже если результат их деятельности - нечто, насквозь пропитанное ненавистью и мизантропией. Потому что даже если их творчество по тем или иным причинам (само)разрушительно, на этой почве тоже могут вырасти цветы. Мой любимейший пример - это то, как мутировал так называемый black metal - начавшись просто как максимально злобный подростковый бунт, в пику лицемерию норвежского общества 80х (которое одновременно с одним из самых высоких "индексом счастья" также имело один из самых высоких процентов самоубийств в мире), он косвенно повлиял на большое количество гораздо более зрелых авторов, некоторые из которых просто переросли это, а кто-то по-настоящему вдохновился.
В общем, если интересно, готов поделиться чем-нибудь интересным, в качестве пруфов того, что я тут понаписал