Перейти к содержимому


Фото

О тяжелой музыке и культурологических аспектах оной


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
2 ответов в теме

#1 GrGr Опубликовано 03 Апрель 2024 - 3:46

GrGr
  • Свои
  • 2 280 Сообщений:
  • Григорий Григорьев

Зарубились мы тут с koraalex'ом на тему группы "Ария" и тяжелой музыки в целом, привожу цитату из другого топика и постараюсь на нее ответить, как могу :)

 

 

 

Перечитал сейчас часть текстов - есть, так скажем, готские темы - нравится живописать всякие "тёмные" вещи, но с отрицательной оценкой, есть, скажем, упаднические с явным настроем на отторжение себя от "доброй стороны мира". Лично моя оценка уже с позиции сорокалетнего человека - такое творчество нацелено на сдвиг психики, получается одно только "мир злой, судьба у меня плохая, я обречён, за плечом смерть", к этому регулярно добавляется "надо бороться, мы воины, откажись от злого пути". Иногда встречается тема воли-борьбы-единства, характерная для скинхедов-язычников. Я понимаю, как на это клевали подростки в 90-х, у которых не всё ладно было в доме или в окружении (и не помню, чтобы взрослые в те времена это оценивали, не считая "sixteen forever" байкеров). По качеству текстов и исполнительскому уровню музыкальной части - есть некоторое содержание, проработка, музыку я скорее оценю как "увлеклись шумовыми эффектами", вообще страсть к тяжёлой музыке - по-моему адреналиновая наркомания. Понимаю, что могу писать сейчас обидные для тебя вещи, потому что то, на чём вырос, обычно остаётся с тобой и тебе это дорого, но честно: то, что я сейчас читал, - это как графоманство против литературы, подрожание. И важный момент состоит в оценке творчества как такового: является ли оно созиданием или развлечением, чем-то ценным для человека или синтетическим фоном, которым глушат действительность. На том оффтоп прекращаю, если есть желание пообсуждать предмет с возможно радикально разных сторон - давай сделаем отдельную тему.

 

Я в принципе являюсь большим поклонником тяжелой гитарной музыки, много ее слушаю и даже иногда играю, посему не могу не обойти это высказывание стороной, тем более, что не согласен примерно с 90% его содержания :) Вторичность и некую... скажем так, графоманистость "арийских" текстов вынесу за скобки, ибо это стоит отдельного обсуждения, что же касается музыкальной составляющей и придирок к ней, постараюсь ответить.

 

и не помню, чтобы взрослые в те времена это оценивали, не считая "sixteen forever" байкеров

Ну тут, как раз все понятно. Если на западе хэви-метал как жанр сформировался плюс-минус в конце 70х годов, то в СССР о нем, за исключением весьма небольшого сообщества меломанов, готовых платить чудовищные деньги за пластинки, еще почти десяток лет не знал никто. И конкретно "Арию" эти люди не воспринимали всерьез, потому что считали их подражанием грандам жанра, прежде всего, Iron Maiden и Judas Priest. Забавно, что многие так считают до сих пор, хотя я думаю, что большую роль сыграла узость и консервативность хэви-метала как жанра, в нем очень сложно быть оригинальным. Именно поэтому, кстати, один из основателей "Арии", басист Алик Грановский, достаточно быстро оттуда ушел и сделал свою группу "Мастер", ему стало тесно в избранном направлении.

 

музыку я скорее оценю как "увлеклись шумовыми эффектами", вообще страсть к тяжёлой музыке - по-моему адреналиновая наркомания

Если не говорить исключительно про хэви-метал в его классическом изводе, то вот вообще не соглашусь :) Это примерно то же самое, что говорить про то, что "джаз - это сплошной визг", или например "электроника - это сплошная умца-умца". За почти 50 лет от достаточно примитивного и нарочито грязного по звучанию жанра (кстати, очень смешно сейчас читать про идеологическое противостояние первых экстремальных металлистов и хардкор-панков, потому что на тот момент разница в звучании многих "непримиримых врагов" крайне условная) тяжелая гитарная музыка породила кучу самых разнообразных вариаций, проникла в мейнстрим и несколько раз перевернула его с ног на голову, образовала кучу поджанров и направлений, в том числе и сблизившись с другими жанрами музыки. Собственно, на текущий момент я бы сформулировал это понятие как музыкальное направление, звучание которого главным образом формирует особым образом записанное и сведенное звучание электрогитар с эффектом перегруза или дисторшна. А дальше мы имеем широчайший спектр, от полусимфонических атмосферных полотен до электронно-танцевальных проектов, от грубых и прямолинейных песен до сложнейших по структуре произведений, смыкающихся с авангардной классикой и джазом. Ну и пресловутый "адреналин" тоже весьма под вопросом. В конце концов, есть же такие поджанры, как, например, Funeral Doom, или, наоборот, веселенький и бездумный глэм родом из 80х... Не хэви-металом единым, как говорится! 

 

то, на чём вырос, обычно остаётся с тобой и тебе это дорого

Да, по отношению конкретно к "Арии" у меня действительно много ностальгии (более того, я значительную часть их творчества в свое время переложил на акустическую гитару и до сих пор периодически попеть люблю), но я бы не стал расширять это чувство на весь "тяжеляк" в целом. Да, чтобы расслушать в нем красоту, необходима некая привычка, но большую часть того, что я слушаю, я открыл для себя уже далеко не в подростковом возрасте (да хоть тех же Gaupa из соседнего топика, это для меня сейчас одна из любимейших команд).

И важный момент состоит в оценке творчества как такового: является ли оно созиданием или развлечением, чем-то ценным для человека или синтетическим фоном, которым глушат действительность.

А это весьма интересная тема в целом. Мне кажется, подвижники любого направления искусства так или иначе созидательны, даже если результат их деятельности - нечто, насквозь пропитанное ненавистью и мизантропией. Потому что даже если их творчество по тем или иным причинам (само)разрушительно, на этой почве тоже могут вырасти цветы. Мой любимейший пример - это то, как мутировал так называемый black metal - начавшись просто как максимально злобный подростковый бунт, в пику лицемерию норвежского общества 80х (которое одновременно с одним из самых высоких "индексом счастья" также имело один из самых высоких процентов самоубийств в мире), он косвенно повлиял на большое количество гораздо более зрелых авторов, некоторые из которых просто переросли это, а кто-то по-настоящему вдохновился.

В общем, если интересно, готов поделиться чем-нибудь интересным, в качестве пруфов того, что я тут понаписал :)


А потом пришел злобный Гр и все опошлил...

#2 koraalex Опубликовано 03 Апрель 2024 - 8:58

koraalex
  • Свои
  • 1 946 Сообщений:
  • Алексей Коробов

Гриш, приветствую создание этой темы и сразу отмечу, что твои ответы мне уже интересны и очень толково изложены. Я отвечу, как соберу мысли, у меня сейчас порядком других дел плюс предстоит большая поездка на каникулы через неделю. Важно, что тяжёлая музыка - один из феноменов "современной культуры". Беру в кавычки потому, что в прямом смысле современная культура у каждого поколения своя, а, например, "современное искусство" означает определённый взгляд на творчество (и не только на творчество) и является действительно феноменом, появившимся только в пик промышленной революции и развившимся только уже пост-индустриальный век.



#3 GrGr Опубликовано 08 Апрель 2024 - 5:25

GrGr
  • Свои
  • 2 280 Сообщений:
  • Григорий Григорьев

Вот, кстати, про "современное искусство", это ты хорошую тему поднял. Пожалуй, метал (да, в итоге в музыкальных кругах прижилось именно такое смешное заимствование из английского, ибо поджанры оного также не переводятся: какой-нибудь "готический роковой металл" или "мелодично-смертельный металл" слишком смешно звучат, а gothic doom или melodic death вполне себе устоявшиеся жанровые термины) не мог не сформироваться, не случись в 60х-70х годах форменной революции в музыкальной индустрии. Я тут сначала начал писать длинную историческую справку, а потом понял, что на самом деле из нее нам интересно всего одно понятие -- DIY.

 

Начало этому движению положили панки, которых звукозаписывающая индустрия в упор отказывалась замечать. Если для условно "любительских" групп менее радикальных жанров всегда была возможность выцепить менеджера какой-нибудь звукозаписывающей компании, позвать его на свой концерт, впечатлить его и получить заветный профессиональный контракт, то панк-рок, не в последнюю очередь, благодаря текстам и, если честно, весьма низкому исполнительскому мастерству, большим боссам интересен не был, даже несмотря на свою популярность. Боялись потери репутации, да и государственной цензуры тоже (какой смысл выпускать пластинку, если через неделю ее запретят продавать). Движение DIY (то бишь do it yourself, "сделай сам") появилось в качестве ответа на запрос музыкантов выпускать альбомы и, одновременно, их аудитории эти альбомы слушать. Так в мире начали появляться независимые лейблы, т.е. сети тиражирования и распространения пластинок, никак не связанные с "официальной" эстрадой. Ровно как в СССР появилась подпольная сеть распространения магнитоальбомов, только на западе все-таки это не было противозаконно. Начинают появляться самиздатовские журналы (fanzine), в которых публикуются рецензии на новые релизы, анонсы концертов и так далее, растут музыкальные клубы, занимающиеся исключительно такой музыкой и так далее.

 

Казалось бы, тупая музыка для тупой школоты... но легитимизация музыкального самиздата породила вслед за собой возможность неограниченного музыкального самовыражения. И речь идет уже не только о панк-роке, а о любом экспериментальном или радикальном музыкальном творчестве. Главное, чтобы вокруг него сложилось хоть какое-нибудь сообщество единомышленников. Таким образом, минимальной творческой субъединицей в мире DIY становятся даже не сколько группы, сколько андерграундные региональные сцены, в рамках которых есть некие авторитеты, идущие в авангарде, и остальные команды, которые так или иначе на них ориентируются. Помимо метала, примерно в то же время по тем же принципам зарождался, например, хип-хоп, а ближе к концу 80х - танцевальная электроника. Но в них я не эксперт, поэтому дальше туда лезть не буду :)

 

Второе важное следствие -- это слепой поиск выразительных средств. Андерграунд такого рода по определению непрофессиональный, поэтому многие выразительные средства в нем формировались достаточно стихийно и практически методом тыка, особенно если учесть, что в отличие от условной "любительской сцены", настоящий андерграунд себя мейнстриму скорее противопоставляет (по крайней мере, на ранних этапах своего существования). Поэтому подражать особо некому (кроме более опытных единомышленников), а манифест "не быть как мейнстрим" по сути никаким ограничением и не является. Если честно, это делает культурологические изыскания довольно сложным занятием: многие "основатели жанра" и их "знаковые альбомы" слушаются через силу :)

 

Третий и очень важный момент андерграундной сцены -- это образование поджанров. Есть практически замкнутое сообщество музыкантов и их слушателей, которые активно взаимодействуют друг с другом, заимствуют какие-то наиболее удачные выразительные приемы (не путать с плагиатом), и в итоге, через какое-то время на этой базе у всех групп, входящих в это сообщество, формируется узнаваемое звучание, не говоря уже о том, что в рамках сообщества могут начать формироваться группы поклонников-подражателей. Ну а окончательная кристаллизация поджанра происходит в тот момент, когда та или иная команда (далеко не всегда самая первая, что характерно) наконец приобретает известность за пределами своего сообщества и становится "лицом" за его пределами.

 

И, наконец, последнее, что здесь хочется упомянуть, это труёвость (true) и продажность (sell out). Это как раз касается взаимодействия андерграунда и мейнстрима. И тут, конечно, дело не обходится без некой амбивалентности. С одной стороны, андерграундные музыканты мейнстрим по определению должны презирать, потому что там нет настоящего полета творчества, всё продюсеры контролируют, будь они неладны. А с другой, подписаться на какой-нибудь лейбл, наконец забыть о финансовых проблемах и жить исключительно своим творчеством - заветная мечта практически любого музыканта. Рано или поздно, если группа обретает популярность, она начинает интересовать индустрию. И типа вот тут есть развилка: либо группа на радостях, что теперь она официально приглашена в круг профессионалов, якобы внимает всем доводам приставленного продюсера (и это значит, что она "продалась"), или же на 100% отвергает все, что ей говорят и упрямо гнет свою линию, и тогда она trueСами понимаете, реальная жизнь устроена гораздо сложнее, чем эти домыслы. Как правило, большинство обвинений в "продажности" связаны банально... с большими бюджетами на звукозапись, а, стало быть, большей творческой свободой, и более высоким качеством записи материала :) Однако, для многих региональных сцен споры на эту тему являются неотъемлемой их частью (вплоть до физических мер воздействия, например, в Норвегии на полном серьезе в начале 90х была black metal mafia, участники которой преследовали музыкантов, "предавших идеалы").

 

То, что DIY - это блудное дитя современной музыкальной культуры, очевидно. Но, с учетом вышесказанного, твой термин "современное искусство", как мне кажется, к нему все же в полной мере неприменим.


Изменено: GrGr, 08 Апрель 2024 - 22:20

А потом пришел злобный Гр и все опошлил...




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых