Выкладываю тут бооольшой пост от Кроля (он же Денис Королев, 4 выпуск лицея, нынче работает в МИЭМе). У него самого почему-то нет возможности писать в этом форуме (Денис, разберешься?). Итак, вот сии исполненные глубокого смысла строки:
Всем привет, мне ДН прислал ссылочку, любопытные дебаты тут развернулись. Вот теперь смотрите: есть два мнения -- что
* школа готовит недостаточно (или другими словами -- неточно), потому надо найти средство целевой подготовки (он из этого вуза, значит знает, что спросят. Это верный способ поступить!
* школа дает все необходимые знания, это подтверждают в любой приемной комиссии, но сами школьники не считают нужным брать знания штатным путем, надеясь на манну небесную и "царские пути" в образовании, коих, как говорили древние, не бывает.
Из моего опыта: я никогда не собирался ни на какие ВМК и мехматы. Наверное, потому что более-менее представлял, что мне в жизни потенциально может быть интересно. Последнее, как выяснилось много позже, оказалось главным, много более важным, чем знания всех на свете формул и теорем. Причем, именно это помогало и в учебе (и в лицее и в институте) и в работе и сейчас, когда я работаю преподавателем.
Так что прежде чем записываться на популярные факультеты раскрученных вузов, стоит проверить себя именно на этом детекторе -- а вы вообще понимаете, ЗАЧЕМ вы туда так ломитесь, гробя по пути свои лучшие счастливейшие годы, доводя себя до изнурения, преподавателей до посинения, а родителей -- до опустошения семейных бюджетов?
Возвращаясь к поступательному опыту. В славном 1994 году, когда я попал в ЛИТ, все было хорошо, пока не настал декабрь. Не потому, что пора отчетности, нет... просто в один замечательный день, когда было особенно хорошо и беззаботно, по радио вдруг прочитали объявление о начале войны в чечне. И сразу как-то стало понятно, что в жизни можно налажать где угодно, но не на поступлении в институт, потому что быстро и аккуратно воевать у нас не умеют, мы не в Израиле. Потому поступать пришлось очень точно -- записался на курсы при МИЭМ и удачно поступил с досрочных. Не могу сказать, что очень уж напрягался, тем более могу сказать, что с самыми обычными уроками Олега Юрьевича никакая институтская физика не сравнится, цените, балбесы, у вас ТАКИЕ учителя, каких в вузах еще поискать надо!
Можно ли было поступить без курсов? Да. Просто с курсов комфортнее -- можно было сдавать раньше, да и "формат" примерно такой же. Хотя, все было честно, никаких там "засвеченных" билетов, даже на экзамене по физике попал на "непройденную" ядерную физику (она через месяц по программе, а на курсах до нее почему-то тоже не дошли), но выкрутился, нарисовав в данной на замену задаче по оптике офигенные полутоновые линзы и призмы, профессор ушел довольный, я -- счастливый.
ЕГЭ. Мне стыдно. Мне стыдно, что эту хрень разрабатывали у нас, прямо под нашей кафедрой, этажом ниже. Это что-то странное и чужеродное, но такова действительность. В общем, я не знаю, как изменилась жизнь с введением этого ритуала, в моей жизни этого не было. Поэтому вышеописанная жизненная несправедливость могла решиться так просто и красиво. Мы все люди и человеческое общение -- тоже предмет для изучения и практики.
Демография. В прошлом году выпуск школ был чуть ли не меньше, чем количество мест в вузах. Приехали, вот и следы постперестроечного воздержания. Короче, вас мало и, если Фурсенко не позакрывает все вузы (у нас же как? благое дело -- убрать некачественные вузы. Но кто у нас поверит правительству? Вот зарплату преподавателям знаете как повышают? Сокращяя ставки, у нас кафедра вдвое по штатному расписанию уменьшилась, только молодежь пришла -- а устроить некуда!). Я не знаю, что покажет летом на практике нынешний первый курс, но снижение уровня фиксируется уже не первый год, что, правда, не мешает находиться среди общей массы интересным личностям, кои в благотворной среде расцветают, а в неблагоприятной -- закрываются или переводят свои интересы в другую область (как правило, идут работать, забрасывая научную карьеру).
Это важно понять, потому что если вы - комнатное растение, за которым надо ухаживать, то бог вам подаст, я не для вас пишу. Я для других -- самодостаточных, и знаю, что такие в ЛИТе всегда есть. Вам смотреть надо на среду, куда вы попадете, а не на тех, кто будет вокруг вас прыгать, чтобы полить и окучить, вы не забывайте, что затянувшееся детство -- это только отчасти хорошо, но может быть это кому-то и выгодно, но уж точно не вам. Может вашим родителям? Или вузам? Или школам? Это колючий вопрос, ох колючий... не все готовы честно о нем даже думать, не то что говорить, очень уж много он устоев подрывает, которые нам навязывают и навязывают... Пусть навязывают, но слушать-то зачем? Волю надо тренировать, за вас это никто не сделает. Так что определите (о чем я в начале писал? вот этим и займитесь) цели в жизни и положите все-все-все на то, чтобы их добиться. Без фанатизма, жизнь надо любить. Но
по расписанию работает только железная дорога и офисный планктон, а у вас есть жизнь и цель. Никаких "уже вечер, пойду гулять". Теперь важное: если вы на этом ограничитесь, то никому от этого лучше не станет, потому что личность -- это широкое понятие. Послушайте Володю Зайцева -- походы из вас могут сделать организованных и дисциплинированных людей, которые не боятся лишений и трудностей, неизвестности и ожидаемых проблем. Театр -- он наполняет человека, это отличная командная работа, это незабываемое время. Я благодарен судьбе, что при всей своей занятости (курсы, ага. И не только, про это -- чуть ниже) не упустил эти две возможности, хотя возможностей было на самом деле больше.
Приоритеты. В 1995 году (это было после 10 класса) приключилась со мной такая история. Собирал Барановский (можно не буду объяснять, кто это?) поход, большой, летний, водный. Я там был за главного по транспорту. А транспорта (байдарок, то есть) было аж 18 штук (на 43 человека... слабо сейчас так?), из которых многие надо было доставить в ЛИТ и проверить. Ну, как мы их в фонтане возле цирка проверяли, это отдельная песня, но вот собрали мы возле крыльца очередную Таймень, я еще так в нее залез картинно и тут выходит из лицея Альбертыч и спрашивает, не хочу ли я в аниматоре поработать (это такая была древняя программа для двухмерной анимации). Так я попал на работу в совершенно настоящую фирму, где проработал до декабря и написал свой лицейский диплом, получая по тем деньгам поилично -- больше, чем родители вместе взятые. Но устроился, а на носу поход. Вот что я считаю, сделал правильно (и кстати, потом мне начальник говорил, уже позже, что он оценил фишку) -- когда устраивался, сразу оговорил, что работа-работой, а есть у меня дело важное, которое бросить не могу и на две недели уеду, хрен с ней с зарплатой. Они тогда удивились, что мол парень на лодках каких-то едет кататься, когда тут такое дело... В общем, за всеми своими текущими делами не забывайте, (опять же, Володя это тоже писал где-то раньше) -- поучиться вы успеете, а есть еще вещи, которые только здесь и сейчас и упустите -- не догоните. Это ваш шанс стать... другим. Факультативный. Но именно эти "необязательные" особенности и проявляют вашу личность, а успехи в учебе -- это само собой разумеющееся, неграмотные в наше время вообще не рассматриваются всерьез, не так ли?
Уже забыли, причем тут репетиторы? Из вышесказанного предполагается вынести следующую цепочку мыслей:
У меня есть цель? Да. -- Я знаю, как к ней идти? Да. -- Что я готов сделать для ее достижения? Все, что в моих силах и даже больше. -- На что нужно сделать упор? Вот тут поподробнее...
Уже из моей преподавательской практики. Раз уж у меня такая возможность обалденная есть -- вести специализацию, а следовательно целиком определять методику подготовки "инженеров высшей квалификации", то вот как все это выглядит. Приходит студент А. Я его помню -- ну хороший парень, но не имеет никакой цели в жизни и вообще не успел как-то себя проявить. Наш клиент. Ему говорится: "завтра к нам из другого вуза придут студенты, тоже 4 курс, они гуманитарии, будете снимать кино. Они отвечают за сценарий и режиссуру, а вы -- ну вы же технари, не ударите в грязь лицом перед ними! Да, я знаю, что камеру из вас никто в руках не держал, завтра за час до встречи собираемся и быстренько изучаем.
На следующий день краткий инструктаж по фокусу-диафрагме-штативам-микрофонам-панорамам, потом бегом с камерами потестировать знания и встречаемся тут же в условленное время. Приходят, знакомятся, я их представляю "вот ваши операторы и монтажеры, они в технике спецы, не подведут". Через пару недель
получаем результат. Я бы убил полгода, чтобы заставить их прочитать и понять мануал от камеры и еще десятка нужных устройств и программ, которые они сами быстро освоили, когда приспичило. Кому охота (а там же еще так получилось, что инженеры мальчики, гуманитарии -- девочки) в лужу сесть перед "внешним" коллегой? Это реализация на практике "бразильской системы" из небезызвестного Ералаша. Так мы делаем сплошь и рядом, рисково, но результаты дает такие, какие мы и ожидать не могли.
Итог: ставьте цели, которые будут покрывать ваши текущие задачи, как бык овцу, тогда эти задачи решатся легче и не будут вызывать у вас чрезмерного напряжения -- вы будете понимать, ЗАЧЕМ вы это делаете и решение пройдет не просто быстро, но и эффективно, потому что превратит сухую информацию в практическое знание и опыт, которые не дадут теории забыться, попутно ненароком совершите пару великих дел. Так что если уж решили идти на мехмат и определились, зачем вас туда понесло, то ТАКОЕ отношение к проблемам не только поможет их проще решать, но и будет хорошим стержнем в случае неудач. Одно дело, когда ломается вся ваша жизнь, другое -- какая-то мелкая составляющая дает временный сбой.
Вы привыкли, что все идет своим чередом, так до диплома будет, а вот диссертацию так уже не защитить, там надо через "нехочу" и "немогу", там никто не тянет и в расписании ничего нет.
PS: В пятницу принимал
экзамен по компьютерной графике. Из 8 пришедших 6 показали полную неспособность применить теоретические знания (знаниями это называется условно, я бы сказал -- подручную информацию) не то что к практике, даже к рассуждениям на бытовые темы. То есть, студент жадно выхватывает ошметки информации про устройство ПЗС матрицы, но не может объяснить, как работает обыкновенный цифровой фотоаппарат. Они с довольным видом будут долдонить про десятичный логарифм чего-то там при ответе на вопрос "что такое динамический диапазон и оптическая плотность", но не смогут сказать, что предпочтительнее для сканирования -- слайд или отпечаток на бумаге. Задумайтесь, ЗАЧЕМ вы учитесь, если знаниями только засоряете голову, не видя в них смысла. Те немногие, кто увидели искру смысла, еще на третьем курсе сделали много больше, чем практически все остальные -- к диплому. Это встречается нечасто, но и не исключение, мы выстроили систему обучения, привязанную к таким вот "нечастым", стимулируя их появляться почаще.
За сим прощаюсь. Каким-то странным образом меня не пускает в эту ветку форума, кроме как почитать, так что пересылаю через ДНа, всем успехов в учебе в широком смысле слова.