А у меня небольшой вброс. Я про вузовские реформы, не про роль физкультуры и обж в мире.

Вот я сегодня на дне открытых дверей как раз отдувался за будущую бакалаврскую программу обучения... но ведь не все так однозначно паршиво. То есть, давайте разделим законы и то, как их у нас интерпретируют. Смотрите:
1. Число часов в новой четырехлетней программе бакалавра по направлению "информатика и вычислительная техника", к коему относится моя специальность, практически идентично нынешнему, указанному в пятилетнем плане. Просто меня уже давно удивляет, зачем размазывать не шибко плотное обучение ровным слоем по 5 годам, выделяя при этом на диплом семестр, в котором дипломников в институт не затащишь. А так 4 плотненьких таких года -- все корректно.
2. Обязательная базовая часть не вызывает особых удивлений и мало отличается от нынешней программы. А остальное можно менять на свое усмотрение, причем, что важно, решением Ученого совета вуза, а не министерскими директивами и не согласованием с УМО. Мы вот сейчас пишем учебную программу, которую не могли себе позволить даже для инженера с 5 годами обучения! Просто в кои-то веки можно сделать связный курс.
3. Сессия. Это любимое всеми слово... короче, бакалавры учатся несколько иначе и там тоже весьма здравый подход взамен коммунально-уравнительного дисциплинарно-взыскательного вечного недопуска к сессии из-за несданной лабораторки по физике или зачета по физре. Сколько таких уже было... Зачетные единицы, например, мы сейчас планируем ставить не только за занятия по учебной программе, но и за УИР (учебно-исследовательская работа), именно уиры, даже не будучи официально проведенными по учебному плану сделали чудеса у нас на кафедре. Так вот, можно будет дать выбор -- "хош зубри, а хош твори", а то сейчас зубрилки заканчивают институт с красными дипломами, а инженеры с опытом работы нехотя отмахиваются от назойливых непрофильных зачетов, ловя себе трешки.
Теперь реалии жизни. Мы писали учебный план, напрягая умы всей кафедры, ведущих преподавателей со всех направлений. За основу брали стандарт Бауманки, у них наше УМО. Все получалось -- стандарт дает достаточно свободы, базовую часть бауманцы писали явно под кого-то конкретного, но все в рамках разумного. А недавно я взял в нашем УМО примерный учебный план, уже как бы согласованный в МИЭМе... и тут началось...
Не секрет, что при принятии решений на уровнях выше минимального, о деле как таковом, думают редко. Там или решают шкурные или продвигают коммерческие интересы. Не могу напрямую сказать, что это наш случай, да и уровень не тот, но ровный почерк гуманитарных кафедр заметен даже в мелком шрифте. Чего только не понапихали нам бывшие преподаватели политэкономики и научного коммунизма, чтобы сохранить ставки! И о судьбах интеллигенции и что-то типа "России в мире"... слов нет. Ну и разумеется, стройную нить развития курсов, которую мы заложили в свой учебный план тут же разрушают понатыканные "как было" невпопад предметы и я ведь знаю, кто будет стоять за этими клеточками в расписании. В общем, не стоит искать врагов в стандартах. Ищите их ближе. А что министерство решает задачу "оптимизации расходов" втихую, но с размахом, это обсуждать даже как-то странно.
Кстати, о "росте расходов на образование", которое, где-то я слышал, имеет место быть... я не был в Сколково, может туда все ушло, но МИЭМ в этом полугодии похудел на 30%. Сокращения ставок, урезания зарплат -- это становится уже традиционным. Так что не смотрите новости, там только прогноз погоды не врет и то не всегда.