Но кроме этих двух категорий есть еще и третья. Им, может и интересно, но они или ленятся, или легко отвлекаются. Вот у них-то и хочется отобрать ненужный соблазн.
P.S. Кроль, не забывай, что ты-то взрослых учишь, а я - детей.
Ну что, тактика классическая, нам еще Ильич, который классик ленинизма, завещал особое внимание уделять колеблющимся. И недавние выборы в Штатах тоже показали, что там историю борьбы знают и понимают, как ею пользоваться... вот ведь жизнь. Только с расслоением -- это какое-то очень оптимистичное вырисовывается положение. Обычно 20% в топе, 20% в попе. Среди остальных 60 можно пытаться что-то делать.
Дальше о том, ПОЧЕМУ они отвлекаются на всякую лабуду: потому что отвлекаются. В этом ключик, мне кажется. Про клиповое мышление нам трындят еще с тех пор, когда я и в более раннем возрасте был, чем горячо обсуждаемые лицеисты, разве нет? Тут тебе виднее. Я только по статьям разных лет судить могу и по обрывочным воспоминаниям эпохи информатизации школ в конце 80х (когда понатыкали телеков, а потом еще и тарелок). Сначала телевизор в этом винили, теперь интернет. Винить можно и ворон за окном -- толку-то? Просто раздражитель разной силы, но не разной природы.
Пока писал это сообщение, придумал техническое решение проблемы. И применил бы его не в школе, а в системах реального времени, где ответственность оператора критична (там что-то такое уже применяли, я слышал... да это и очевидный ход). В автомобиле, самолете и тд. Берем вебку, ставим перед каждым, анализируем поведение глаз. Если смотрит не туда или движение зрачка нетипично, ну дальше сами придумаете, какое действие применимо -- выключить двигатель или шило в кресло электромагнитом всадить. Это реализуемо довольно просто и дешево, хотя, анализировать сразу 30 камер -- это компьютер понадобится весьма шустрый.
Но это так, технологические суррогаты внимательности учителя к состоянию аудитории. Я вот сейчас только лекции веду (лабы у моего коллеги, а со старшими курсами -- там какие уже лекции, там живая работа) и на лекции всегда можно отследить, а я мысленно даже что-то типа тепловизионной картинки строю -- от синего до красного по уровню интереса, -- насколько сказанное здесь услышано там, там и там. Так вот, это все проявления, а как перетянуть-то? Ну какая к черту разница -- ворон Вовочка считает или лайки в контактике лепит?
Про "взрослых", которых я как бы в институте учу... знаешь, моя оценка состояния нынешнего 3-4 курсов -- примерно 10 класс в ЛИТе, каким я его помню. Вот сейчас у меня на специализации учатся хорошие ребятки, просто молодцы, прям такие, что даже бросать их жалко, случись такой исход, но... в общем, из них что-то слепить можно будет через несколько лет усиленной лепки, а нету этих лет -- ни в календарном (продолжительности), ни в часовом (интенсивности) измерении. Потому что в школе пропустили этот этап, когда они повзрослеть должны были. Получились милейшие дети, которые даже еще не так уж испорчены, но нифига не видели жизни. И даже не представляют, что такое трудности, преодоление и самопожертвование. Они это все себе придумывают, потому что иначе не бывает -- должны же быть трудности? Если их нет, давайте придумаем. Я серьезно! Никак не могу их в этом винить, но с трудом сдерживаюсь, чтобы не объяснить им, что задержаться подольше или, не дай бог, приехать в студию в день, когда нет занятий, или куда-то съездить -- это вообще-то не подвиг. Они быстро учатся, но все равно не успеют, им не хватит 2-3 лет ЖИЗНИ. Не суррогатного рафинированного существования на пуповине мамы-школы-вуза, а жизни. Потому что всему этому мы учились раньше -- в школе, в лицее. И спасибо им за это. И стране нашей, которую пучило и рвало на части в самое подходящее для взросления время -- отдельное спасибо. Жестоко, но эффективно получилось. А интегралы можно научиться брать, и диффуры считать и даже квантовую физику заботать с пинка.
Сейчас Вышка набрала первый курс, у нас половина иногородних -- эти уже почетче. И с ЕГЭ за 200 -- тоже. Может быть, картина изменится, но пока что я бы не сильно упирал на взрослость нынешних 20-летних. У меня отличия, скорее, в том, что я в средствах посвободнее. Чем и пользуюсь.