Так и вижу. Потому что то, что начали, не смогли закончить. Не согласен с мнением большинства, что за СВО не могло быть цели "закручивания гаек", и что это следствие. На "ночи музеев" побывал в "антиельцин-центре" - интерактивном музее "Россия - моя история". Сеть таких музеев построили по регионам "для патриотического воспитания молодёжи" после первых стычек с "ельцинцами". Мои занятные наблюдения:
1) материал в целом расширенного школьного учебника, научпоп, притом - без ссылок на источники (максимум - общие названия летописей, зачастую нет указаны авторы известных тезисов);
2) по дохристианской Руси и веках до раздробленности материал довольно обширный, разносторонний, больше того, чему меня в школе учили;
3) экскурсоводами работают ребята-энтузиасты, которые не чувствуют, как их воспринимают окружающие, как со сцены программу тарабанят на позитиве;
4) вся история начиная с объединения земель подаётся по линии "православного великодержавия", чем дальше - тем крепче, хотя есть содержательные оговорки, такие как мифы об Иване Грозном (выглядят они, однако, дилетантски, будучи однобокими и без ссылок), в т.ч. фактически оправдывается жестокое подавление ересей и стяжательство церкви, а в залах Нового времени - отдельный рассказ о масонах, больше похожий на поп-страшилку про антигосударственных, антимонархических заговорщиков (тема, не спорю, плохо освящённая и вызывающая интерес публики, но такие вещи следует размусоливать профессионально), притом подача материала становится фрагментарной: личности, события, явления с рядом упущений, т.е. скорее "интересные добавки к школьной программе";
5) разумеется, упоминается о национальном многообразии и многоконфессиональности страны, но далее об этом фактически забывают, национальные меньшинства и история взаимоотношения с ними не рассмотрены как следует, почти нет информации об исламе, будизме и других верованиях;
6) на белой эмиграции, показанной очень однобоко, экспозиция 1-го этажа обрывается, гражданская война практически не рассматривается (как помню, и Первая мировая), а на втором этаже история продолжается с того как началась Великая отечественная война и многих трудов товарища Сталина ради победы (если память не изменяет, показаны последние довоенные годы с успехами), далее история войны подаётся в основном через образы об угнетении народов и боях (подборка фото, кстати, хорошая), ну и, вторая часть 2-го этажа сейчас была посвящена временной выставке о разведчике Николае Кузнецове, выполненной как помесь документальной хроники и современного искусства с интерактивом (как будто разведка - это игра-бродилка);
7) вся стилистика дореволюционной части - помесь геймерской и сувенирной графики, не очень приятно на это смотреть, стилистика 2-го этажа по крайней мере существенно лучше подобрана (в основном, разумеется, ч/б фото), но сам стиль на 2-м этаже выпирает;
8) самое замечательное - в постоянной части музея нет экспонатов, только сенсорные (большей частью) экраны-тумбы и проекции на сеточные стены, придут к власти другие - перезаливаем контент.
К чему это: у меня полное впечатление (далеко не по одному музею), что СВО начата не ради одной только делёжки с Западом и смены позиции России в мире, а как часть смены политического курса страны. Во многих СМИ явно прослеживается идеология РВИО и, как я вижу, стремление перейти к китайской модели общественного устройства. Амбиции, которые я вижу за СВО, как раз в эту идеологию вписываются (с оговоркой, конечно, что власть не однородна). Притом, поскольку поставить точку в украинском деле фактически не получается, история выглядит как лавирование в указанном некими вождями направлении. И фактически смена общественного устройства тоже идёт, хотя и не очень быстро, но, по моей оценке, в худшую сторону, в первую очередь из-за демографических процессов.
Изменено: koraalex, 02 Июль 2022 - 3:13