Меня, честно говоря, больше напрягает ситуация в Москве. Рамзан открыто заявил, что у нас 30 млн. мусульман в стране. Не знаю, откуда взята цифра, но полное впечатление, что христиан всё меньше и меньше, число граждан стоит на месте, а население среднеазиатских республик с середины 90-х удвоилось (в обоих случаях беру официальные оценки) фактически за счёт поддержки России. Притом, ни христианство, ни ислам практически не проповедаются внешним людям, религия передаётся по наследству, а её распространение определяется демографией. Активная проповедь же, думаю, будет быстро пресечена как пропаганда межрелигиозной розни, притом власть чётко показывает, представители какой стороны ей нужнее ввиду намеренно созданной управленческой комбинации. О том, что комбинация останется, когда ныне властвующие уйдут, и что новым поколениям владык не будет дела до маний теперяшних, власть не думает. Несоизмеримость отношения к покушению на веру у христиан и у мусульман игнорируется и не делается попыток урегулировать подобные отношения (в исламе, насколько себе представляю, любая борьба с верой, в т.ч. ущемление прав мусульман, является основанием для джихада, который в большинстве случаев является именно вооружённым, а уж тем более это положение зачастую упрощённо интерпретируется в народе). Также не рассматривается, что миллионам выходцев из Средней Азии, выросшим в постсоветское время и перебравшимся сюда, Россия как историческое наследие попросту не нужна. Впрочем, и о том, что она не нужна существенной части современной молодёжи с местными корнями, тоже не думают, вернее, пытаются изобразить какое-то патриотическое воспитание в форме угодной для себя промывки мозгов вместо выявление социальных причин проблемы.
Касательно ситуации в Киево-Печёрской лавре: а что говорит ретроспектива? Ведь, военные конфликты между католическим и православным миром "по линии соприкосновения" шли постоянно. Я согласен, что происходящее сейчас в ворота не лезет, однако, предполагаю, что подобные расколы не являются чем-то новым (замечу, участники раскола - не только его предводители), и что здесь есть большой вопрос к многолетней деятельности московского патриархата. Вообще, я считаю, что территориальное управление церквями должно строиться так, чтобы не было зависимости от чужеземных руководителей, кроме случая быстро меняющейся ситуации и решений соборов. Сейчас как раз ситуация быстро меняется, но раньше-то никто не пытался предупредить конфликт по причине сложившегося в Православии порядка. А сам такой порядок многократно использовался в прошлом для решения политических задач.