Перейти к содержимому


Фото

Католицизм vs Православие


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
51 ответов в теме

#1 readymade Опубликовано 30 Ноябрь 2005 - 20:22

readymade
  • Свои
  • 263 Сообщений:
  • Алексей Ильин
Будем считать, что различия между ветвями христианства сложились исторически, поэтому пост в исторический форум...

В недавнем интервью один из конструкторов СПС господин Гозман в числе прочего высказал мысль, что:

"Вот, например, различия между православием и католицизмом, очевидные для все, не сводятся к различиям в догматах или литургии. Это, скорее, различие в системе ценностей, в мироощущении"

(ну этим он проиллюстрировал тезис, что мол для того, чтобы разобраться про что какая партия не обязательно читать их программу)

А я себя поймал на мысли -- а в чем различие-то между православием и католицизмом? То есть внешние различия достаточно очевидны, а по сути?

Изменено: readymade, 30 Ноябрь 2005 - 20:22


#2 DNAlh Опубликовано 30 Ноябрь 2005 - 20:28

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили
Тебя богословский аспект интересует? Т.е. "filioque" и так далее? Или что-то еще? DN

#3 readymade Опубликовано 30 Ноябрь 2005 - 21:14

readymade
  • Свои
  • 263 Сообщений:
  • Алексей Ильин

Тебя богословский аспект интересует? Т.е. "filioque" и так далее? Или что-то еще?

DN

Прочитать сообщение


Да нет... меня интересует именно бытовая формулировка. "Очевидная разница", про которую Гозман говорит. Так чтобы без знакомства с текстами. Вот я допустим теологическими знаниями не владею. Сталкиваюсь, как и все, с религией ежедневно. Должен видеть разницу, значит. Все должны. Если по Гозману ;)

Или не так?

#4 DNAlh Опубликовано 01 Декабрь 2005 - 19:35

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

Да нет... меня интересует именно бытовая формулировка. "Очевидная разница", про которую Гозман говорит. Так чтобы без знакомства с текстами. Вот я допустим теологическими знаниями не владею. Сталкиваюсь, как и все, с религией ежедневно. Должен видеть разницу, значит. Все должны. Если по Гозману ;)

Или не так?

Прочитать сообщение


НУ, а все остальное - чисто цивилизационные различия. Они даже с католицизмом как таковым не сильно связаны. Ведь есть же, скажем, "католики восточного обряда" они же - униаты! В обрядности ничем от православных, насколько я понимаю, не отличающиеся. И есть, с другой стороны, разного рода католические авангардисты, проводящие службы в модерновых храмах из стекла и бетона.

А вот между католиками и протестантами Гозман очевидной разницы не увидел? ;)

З.Ы. Видел в метро пошлейшую рекламу "Ед. России": миска с черной икрой, в нее воткнута ложка и слоган: "Не хлебом единым". Интересно, они хоть догадываются о евангельском происхождении фразы и ее подлинном значении? (Лк. 4:4)

DN

#5 Афина Опубликовано 04 Декабрь 2005 - 20:16

Афина
  • Свои
  • 4 313 Сообщений:
  • Ирина Алхазашвили
Попробую кое-чего ответить. Православие: главная служба называется литургией (основной богослужебный язык - греческий), причащаются хлебом и вином, на службе стоят, музыка не используется; крестят (погружая в купель) и миропомазуют в младенчестве; исповедуют только перед литургией (без исповеди к Чаше подходить нельзя), у аналоя; церковный брак допускается только между православными; для соборования необходимо помимо священника и страждущего присутствие хотя бы еще одного человека; белое духовенство может вступать в брак (один раз); для мирян допустимл расторжение церковного брака в случае бесплодия или измены; более строгое отношение к постам, к женской одежде (для традиционного православия, у "либералов" - иначе). Католицизм: главная служба называется мессой (основной богослужебный язык - латынь), миряне причащаются только хлебом, на службе сидят, используется орган; крещение (окропляя водой) в младенчестве, миропомазание (конфирмация) - в подростковом возрасте, после катехизации; исповедуют в любое время (причащение к исповеди не привязано), у исповедальни; допускается церковный брак с любыми христианами и с неверующими; соборование не требует свидетелей; духовенство в брак не вступает; церковный брак не расторгается; посты не обязательны, к одежде менее строгие требования. Протестантизм: богослужений нет, только проповеди и совместное чтение Евангелия; паломничесива не совершаются; крещение - только в сознательном возрасте; таинства покаяния, брака, рукоположения, соборования нет, т.к. между Богом и людьми не может быть посредников; священник сам выбирает, жениться ему или нет, в последнее время даже женщины становятся священниками; постов нет, некоторые направления только проповедуют вегетарианство и скромность в одежде. Есть еще разные догматические различия. Например, православные считают, что у Марии после Иисуса были еще дети от Иосифа, а католики настаивают на ее девственности и называют упомянутых братьев Господа двоюродными. Креститься нужно в разные стороны. Если для православных и католиков земное богатство - любостяжание и приветствется отказ от него, то для протестанстов это признак милости Божией, Его благоволения, а значит ничего зазорного в богатстве нет. Ну и так далее. Это что вспомнилось. Будут вопросы - милости прошу.
"За три вещи благодарен я судьбе: во-первых, что я человек, а не животное; <...>; в-третьих, что я эллин, а не варвар".
Фалес Милетский.

#6 KatyaG Опубликовано 29 Ноябрь 2007 - 8:45

KatyaG
  • Свои
  • 848 Сообщений:
  • Катя Грачева
Ирина Юрьевна, а как с политикой? Про православие знаю, что вроде не приветствуется вмешательство Церкви в политическую жизнь, но может быть это потому, что у нас по крйней мере, Цервки никогда особо и не давали вмешиваться. Вся история западной Европы наоборот демонстирирует участие церкви в политической жизни в качеству чуть ли не главной движущей силы.

#7 DNAlh Опубликовано 29 Ноябрь 2007 - 10:31

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

Ирина Юрьевна, а как с политикой?
Про православие знаю, что вроде не приветствуется вмешательство Церкви в политическую жизнь, но может быть это потому, что у нас по крйней мере, Цервки никогда особо и не давали вмешиваться. Вся история западной Европы наоборот демонстирирует участие церкви в политической жизни в качеству чуть ли не главной движущей силы.

Опять же, различие обусловлено исторически. Православие сформировалось в Византии, при сильной власти василевсов. А католицизм - в раннесредневековой Европе, где кроме членов Церкви никто и писать-то не умел...

DN

#8 KatyaG Опубликовано 29 Ноябрь 2007 - 10:36

KatyaG
  • Свои
  • 848 Сообщений:
  • Катя Грачева
Не совсем в тему - этим летом в очередной раз посетила музеи Ватикана и галерею Боргезе - мама дорогая! сколько же всего там! Таких коллекций не собрал ни один светский коллекционер

#9 GrGr Опубликовано 29 Ноябрь 2007 - 14:26

GrGr
  • Свои
  • 2 280 Сообщений:
  • Григорий Григорьев
Мне кажется, что основное различие - это то, что у католиков есть понятие чистилища.Типа, если ты грешишь (естественно, к смертным грехам это не относится), то это не особо страшно: ну пожарят тебя пару сотен лет, а потом все равно в рай попадешь.
А потом пришел злобный Гр и все опошлил...

#10 DNAlh Опубликовано 29 Ноябрь 2007 - 17:24

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

Мне кажется, что основное различие - это то, что у католиков есть понятие чистилища.

У католиков это просто догматически оформлено. В виде частных мнений подобный взгляд существует (и всегда существовал) на христианском Востоке. Кстати, мне этот взгляд (не совсем, правда, в том виде, как ты её сформулировал) весьма близок...

DN

#11 Methodius Опубликовано 29 Ноябрь 2007 - 18:07

Methodius
  • Свои
  • 119 Сообщений:
  • Олег Беляев
Вот я опять целый трактат написал. Ну люблю я поспорить, люблю, грешен :).

Есть еще разные догматические различия. Например, православные считают, что у Марии после Иисуса были еще дети от Иосифа, а католики настаивают на ее девственности и называют упомянутых братьев Господа двоюродными.

Странно :). Простите, но Вы не могли бы, пожалуйста, процитировать святоотеческие источники, из которых Вы почерпнули столь интересную информацию о православных взглядах? И при чём тут догматы? Православные догматы в целом умещаются в Символ веры, и что-то я не припомню там ничего о детях Марии, кроме Христа. Такое мнение, конечно, существует, но ни к догматам, ни даже к официально провозглашаемой Церковью точке зрения оно, кажется, не имеет отношения. Теологумен, если угодно.

Может, Вы перепутали с Непорочным зачатием Девы Марии? Это действительно является одним из еретических католических догматов.

Креститься нужно в разные стороны. Если для православных и католиков земное богатство - любостяжание и приветствется отказ от него, то для протестанстов это признак милости Божией, Его благоволения, а значит ничего зазорного в богатстве нет. Ну и так далее. Это что вспомнилось. Будут вопросы - милости прошу.

То, что Вы перечислили, не относится к догматическим различиям. Я думаю, если католики откажутся от ереси, никто не будет заставлять их креститься в другую сторону. Что касается богатства, то само по себе оно ничего признаком не является — просто лучше быть бедным, т. к. тогда ты меньше зависишь от вещей, которыми владеешь, и меньше искушений. Это идеал. Но, в общем, да, по этому пункту Вы правы. В протестантизме (хотя смотря в каком — в англиканстве и в лютеранстве, кажется, это не так ярко) да, действительно принципиально другое отношение, — но различия, конечно, куда глубже. В протестантизме (кроме только англиканства, кажется) нет Таинства Причастия. Дальше можно не продолжать.

В ценностях, особенно в том, что касается общественных их проявлений, у православных с католиками принципиальных различий нет, поэтому в этой области сотрудничество самое плодотворное. Ну, в Православии, допустим, к контрацепции более терпимое отношение (см. Основы социальной концепции РПЦ), но в целом осуждаются и восхваляются примерно те же вещи, что и у католиков. А Гозман просто невежда. Разве что католиков с протестантами перепутал :) — хотя протестанты тоже очень разные бывают.

Что касается догматических различий, то их немного, но они принципиальны: это, прежде всего, филиокве, затем — примат и непогрешимость Папы, непорочное зачатие Девы Марии, учение о Грехопадении, учение о Чистилище, о сверхдолжных заслугах святых. Кажется, ничего не забыл. Различий количественно мало, но все они принципиальны, и говорить, что мы с католиками одной веры, — лицемерие. Всё это, замечу, отнюдь не отменяет дружелюбного отношения и взаимной симпатии, — я сам считаю католиков первыми нашими союзниками, а католическую церковную культуру (до II Ватиканского собора, в особенности средневековую) просто обожаю. Просто не надо смешивать понятия. Настоящие католики за это спасибо не скажут, т. к. они-то как раз очень серьёзно относятся к своей вере и понимают, что между нами лежат серьёзнейшие различия. "Либералы", как и "ревнители" везде есть, но это маргинальности. Даже Иоанн Павел II при всём своём внешнем либерализме в настоящих своих действиях был очень консервативен.

Я не хочу (в очередной раз :) ) переводить дискуссию на догматы (тем более что это не наше дело, а я не богослов), да и времени нет серьёзно спорить об этом (нужно смотреть источники, искать цитаты и т. п.) но раз подняли об этом вопрос, надо было уточнить, что понимается под "догматическими различиями", чтобы не было лишней путаницы.

Теперь укажу на некоторые, как мне кажется, фактические ошибки и неточности в постах уважаемой Ирины Юрьевны:

основной богослужебный язык - греческий)

Основной богослужебный язык — тот, который принят в данной Поместной или Автономной церкви. Почему греческий-то? Японский чем хуже? :)

на службе стоят

Это местные традиции. В Америке во многих храмах и сидят.

исповедуют только перед литургией (без исповеди к Чаше подходить нельзя)

Во-первых, не только перед литургией — во многих храмах таинство Исповеди совершается и отдельно.
Во-вторых, довольно распространено (на мой взгляд, здравое) мнение, что если человек причащается часто (каждую неделю, что, в общем, идеал), то ему необязательно каждый раз исповедоваться. Вообще правило исповедоваться, поститься и читать длинные каноны перед Причастием, кажется, сложилось в тот период, когда к Причастию стали подходить 2-3 раза в год, т. е. очень редко.

Что касается Чистилища, то, как мне кажется (но я могу ошибаться), если грех не исповедан, т.е. нет покаяния, то "просто погореть" тоже не получится. Там идея, вроде бы, в том, что после того, как грех прощается Богом, он ещё не полностью смывается с человека, поэтому придётся ещё помучиться для очищения. Довольно глупый взгляд, по-моему, но, думаю, как теологумен он, возможно, и допустим. Хотя то, что он у отдельных Св. Отцов встречается, не аргумент. У Григория Нисского апокатастасис есть (хотя по поводу этой интерпретации спорят), ну и что? Нужен ведь Consensus Patrum.

Но всё это оффтоп. В ценностях, в этике, повторюсь, принципиальной разницы между православными и католиками я не усматриваю. Просто религия к этике, мягко говоря, не сводится.
"Боюсь людей передовых,
Страшуся милых нигилистов"
- А. К. Толстой
O, tempora, o, mores!
- M. Tullius Cicero, In Catilinam oratio prima
"Wovon man nicht sprechen kann, darüber muss man schweigen."
- Ludwig Wittgenstein
или, словами К. Пруткова,
"Если у тебя есть фонтан, заткни его."

#12 Black soul Опубликовано 29 Ноябрь 2007 - 18:25

Black soul
  • Свои
  • 678 Сообщений:
  • Фёдор Шанин
Изычество :)

#13 DNAlh Опубликовано 29 Ноябрь 2007 - 19:22

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили

Изычество :)

Ты что-то сказать хотел?

DN

#14 Black soul Опубликовано 29 Ноябрь 2007 - 19:27

Black soul
  • Свои
  • 678 Сообщений:
  • Фёдор Шанин

Ты что-то сказать хотел?

DN

К несчастью это мой очередной оффтоп.
Мне кажется,что католики как-то сильнее заморачиваются на темы ересей.Вот вспомнил нашу историю:были у нас секты(скопцы те же),но крупных ересей...

#15 Афина Опубликовано 29 Ноябрь 2007 - 20:25

Афина
  • Свои
  • 4 313 Сообщений:
  • Ирина Алхазашвили
- О-о-о. Откуда-то из глубины сибирских руд поднялась эта тема...

"Простите, но Вы не могли бы, пожалуйста, процитировать святоотеческие источники, из которых Вы почерпнули столь интересную информацию о православных взглядах? И при чём тут догматы?"

- С ходу нет. Но это мне не приснилось, поверьте.
Догматы тут не причем. Речь шла, на сколько я помню, вообще не только о догматических различиях.

"Это действительно является одним из еретических католических догматов".

- Давайте все-таки не будем называть католические догматы еретическими.

"Что касается богатства, то само по себе оно ничего признаком не является"

- Так протестанты считали со времен Лютера и Кальвина. Писал об этом и М. Вебер.

"в Православии, допустим, к контрацепции более терпимое отношение"

- Не сказала бы. Один священник говорил, что допустим лишь один метод - воздержание.
А некоторые католики допускают, например, календарный метод.

"говорить, что мы с католиками одной веры, — лицемерие".

- И все же мы все в первую очередь ХРИСТИАНЕ. Я себе позволю даже такую еретическую мысль, что мы также вместе с иудеями и мусульманами веруем в ЕДИНОГО Бога.

"Основной богослужебный язык — тот, который принят в данной Поместной или Автономной церкви. Почему греческий-то"?

- Что-то вырвано из контекста... Не спорю. Но изначально в Византии, что естественно, служили на греческом.

"Это местные традиции. В Америке во многих храмах и сидят".

- Не знаю, что там в Америке. Может, они заимствовали эту традицию у католиков. Я нигде не видела православного храма со скамьями, как у католиков. Разве что вдоль стен лавочки для старушек ставят.

"Во-первых, не только перед литургией — во многих храмах таинство Исповеди совершается и отдельно".

- Возможно, накануне Литургии. Либо по доброй воле священника, которого вы случайно застали в храме.

"Во-вторых, довольно распространено (на мой взгляд, здравое) мнение, что если человек причащается часто (каждую неделю, что, в общем, идеал), то ему необязательно каждый раз исповедоваться. Вообще правило исповедоваться, поститься и читать длинные каноны перед Причастием, кажется, сложилось в тот период, когда к Причастию стали подходить 2-3 раза в год, т. е. очень редко".

- Да. Но католики могут подойти без исповеди и после длительного перерыва.
"За три вещи благодарен я судьбе: во-первых, что я человек, а не животное; <...>; в-третьих, что я эллин, а не варвар".
Фалес Милетский.

#16 KatyaG Опубликовано 30 Ноябрь 2007 - 10:08

KatyaG
  • Свои
  • 848 Сообщений:
  • Катя Грачева
Я страшно извиняюсь, но в православных храмах к причастию допускают только после исповеди. Лавочки стоят не только для старушек. Я хожу в храм в женском монастыре, сестры и послушницы сидят большую часть службы, встают только в особо торжественных местах. Другое дело, что они-то ходят на службу 3 раза в день и каждый день, а миряне - дой Бог если каждое воскресение, так что могут и постоять ради такого случая. А вот ответ священника по поводу братьев Христа: "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7, 14), - говорит Боговдохновенный пророк Исаия. Христианские толкователи (даже протестанты долгое время) признавали в этих строках указание на девственное зачатие Христа и приснодевство Его Матери. Только в XVIII веке протестантские библеисты начали с силою доказывать обратное - кощунственное учение о том, что Мария после рождения Христа имела супружеские отношения с престарелым Иосифом Обручником и родила несколько детей. Православные же всегда считали и считают, что упомянутые в Евангелии братья и сестры Иисуса Христа суть дети Иосифа от первого брака. Однако никакими рассудочными доводами протестантов убедить невозможно. Они отрицают одну из частей Божественного Откровения - Священное Предание, признавая только Святое Писание - Библию. Поэтому никто для них не является авторитетом. Каждый толкует Святое Писание, как ему заблагорассудится.

#17 Methodius Опубликовано 30 Ноябрь 2007 - 16:06

Methodius
  • Свои
  • 119 Сообщений:
  • Олег Беляев

- О-о-о. Откуда-то из глубины сибирских руд поднялась эта тема...

Ну, можно и не спорить об этом, если хотите. Просто тот пост был из серии "не могу молчать" :).

Я страшно извиняюсь, но в православных храмах к причастию допускают только после исповеди.

Ну да, такова общая практика (хотя, думаю, тоже не везде), но это, кажется, не относится к принципиальным вопросам.

Лавочки стоят не только для старушек. Я хожу в храм в женском монастыре, сестры и послушницы сидят большую часть службы, встают только в особо торжественных местах. Другое дело, что они-то ходят на службу 3 раза в день и каждый день, а миряне - дой Бог если каждое воскресение, так что могут и постоять ради такого случая.

Согласен, но в общем ничего плохого нет, если, например, где-нибудь в Америке, где люди привыкли сидеть в храме, им поставят скамьи, это же не какой-то сверхважный догматический или канонический вопрос. Мне-то самому больше нравится, когда стоят, и с, так сказать, аскетической точки зрения, и с эстетической.

- Давайте все-таки не будем называть католические догматы еретическими.

Ладно, можно не называть, но, по-моему, это просто какая-то ненужная политкорректность. Это ведь не оскорбление, во всяком случае с моей стороны. С точки зрения католиков православные — еретики, ну и что? Из этого надо исходить и над этим надо работать.

Можно вместо слова "ересь" говорить "заблуждение", как можно вместо слова "негр" говорить "афроамериканец". Денотат от этого меняется? :)

- Не сказала бы. Один священник говорил, что допустим лишь один метод - воздержание.
А некоторые католики допускают, например, календарный метод.

Ну, всё-таки, "один священник говорил" — не аргумент. В Основах социальной концепции РПЦ (в интернете есть, гуглится легко) просто сказано, что недопустима контрацепция из корыстных соображений — типа, "мне неудобно уметь столько детей, лучше двух рожу и хватит", а остальное просто оставляется на усмотрение вместе с духовником в каждом конкретном случае. То есть никакого формального подхода к таким щепетильным вопросам не предполагается, во всяком случае пока. Но в целом контрацепция осуждается, конечно, как и у католиков, и в этом был мой "поинт" :).

Про братьев Христа, в общем, KatyaG всё ответила, спасибо ей :).

- И все же мы все в первую очередь ХРИСТИАНЕ. Я себе позволю даже такую еретическую мысль, что мы также вместе с иудеями и мусульманами веруем в ЕДИНОГО Бога.

С первым предложением согласен, со вторым — нет :). В любом случае, что бы мы ни говорили, а наши отношения с католиками — это всё-таки принципиально другой вопрос, чем отношения с мусульманами и иудеями. Если принимать такую радикально экуменическую позицию, тогда, извините, совершенно непонятно, зачем вообще Христу надо было страдать, умирать и воскресать в третий день. И зачем надо было создавать Церковь и говорить (прямым текстом), что тот, кто за Ним последует, спасён будет, а тот, кто нет, — не будет, если всё равно иудеи, которые и по сей день не принимают истинного Мессию, и мусульмане, которые не признают Его распятия и Его божественности, верят, оказывается, "в того же Бога".
"Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет" (Мк.16:16). Куда уж однозначней? Хотя в наше время об этих словах Спасителя предпочитают забывать...
Христианство — это вообще религия чрезвычайного, так сказать, эсхатологического напряжения. Либо ты со Христом, либо ты против Него, — третьего не дано. Это опять же я почти дословно передаю слова Христа; это не я придумал, это даже не Предание, это само Писание, притом без всяких "мудрствований". Как такие слова можно интерпретировать в том духе, что иудеи верят в того же Бога, что христиане, я не понимаю.
Извините, я, может быть, говорю излишне резко, но из песни слов не выкинешь.

- Что-то вырвано из контекста... Не спорю. Но изначально в Византии, что естественно, служили на греческом.

Ну, Вы просто перечислили, как я понял, этот пункт среди прочих отличий Православия от Католичества. Исторически он верен, конечно. Простите, если я что-то не так понял.

- Не знаю, что там в Америке. Может, они заимствовали эту традицию у католиков. Я нигде не видела православного храма со скамьями, как у католиков. Разве что вдоль стен лавочки для старушек ставят.

Ну да, можно сказать, заимствовали, я здесь никаких проблем не вижу. В каждой местности, у каждого народа свои традиции, это нормально. Скорее наоборот, было бы странно, если бы православные заморачивались из-за каких-то скамеек. В Америке тоже православная церковь своя есть, не хуже нашей. Вот Вам православный храм со скамейками:
http://ocaphoto.oca....ge/DSC_0019.jpg .

- Возможно, накануне Литургии. Либо по доброй воле священника, которого вы случайно застали в храме.

Ну, у нас в храме в пятницу совершается отдельно (при этом ещё есть обычные исповеди на Всенощной и на Литургии). Конечно, на практике, как правило, исповедуются перед причастием, но в общем это отдельные Таинства.

- Да. Но католики могут подойти без исповеди и после длительного перерыва.

Я конкретно этим вопросом не очень интересовался, но, думаю, у них тоже ведь предполагается, что человек должен подходить к Причастию более-менее очищенным от грехов (это, собственно, есть у ап. Павла)? У нас, можно сказать, здесь просто стоит некая "защита от дурака" :).

Мне кажется,что католики как-то сильнее заморачиваются на темы ересей.Вот вспомнил нашу историю:были у нас секты(скопцы те же),но крупных ересей...

На теме ересей, думаю, где-то до середины прошлого века вообще все заморачивались очень сильно, и это было, по-моему, правильно. После II Ватиканского собора католики, опять же на мой взгляд, стали слишком уж толерантно ко всем относится, хотя это, в основном, слова, — официальная позиция Католической церкви принципиально не изменилась. Можно, конечно, спорить о методах, которыми боролись с ересями, — понятно, что в Византии было вообще всё очень гуманно, на православном Востоке — несколько похуже, а в католической Европе — совсем плохо, но это ровным счётом ничего не доказывает. Во-первых, еретиков сжигала обычно светская власть, а не Церковь, во-вторых, любое действие надо оценивать в его историческом контексте. В то время и к смерти по-другому относились. Я, кстати, не понимаю, зачем Иоанн Павел II извинялся за это: он, что ли, кого-то сжигал?* Ответственность несут те, кто непосредственно за всё это отвечает, и перед Богом прежде всего. К Католической церкви могут быть разные претензии, но не думаю, что правомерно к ним относить Инквизицию и проч. У нас же крупных ересей не было, думаю, по историческим причинам.
* Впрочем, мне многие действия этого папы непонятны: зачем, например, было целовать Коран? Но Бог ему судья.
"Боюсь людей передовых,
Страшуся милых нигилистов"
- А. К. Толстой
O, tempora, o, mores!
- M. Tullius Cicero, In Catilinam oratio prima
"Wovon man nicht sprechen kann, darüber muss man schweigen."
- Ludwig Wittgenstein
или, словами К. Пруткова,
"Если у тебя есть фонтан, заткни его."

#18 DNAlh Опубликовано 30 Ноябрь 2007 - 18:36

DNAlh
  • Борцы со злом
  • 48 468 Сообщений:
  • Дмитрий Алхазашвили
Совершенно не желая вести высокоученый богословский спор, я всё-таки скажу еще раз то, что уже говорил когда-то в каком-то прошлом диспуте с тобой - я очень сильно недолюбливаю богословие, считаю его теми самыми "бременами неудобоносимыми", которые больше затемняют суть христианства, чем проясняют его. Мое (разумеется, далеко не только мое) христианство - практическое. Предлагаю просто каждому читающему буквицы сии размыслить над простым вопросом: чего хочет от каждого из нас Бог? Ждет ли Он от нас четкого знания юридически выверенных богословских формулировок или хочет видеть нас творцами добра, милосердия, сострадания и пр.? Для меня ответ очевиден. Если очень нужно могу подкрепить свою позицию цитатами из Писания. К чему это я? А к тому, что В ЭТОМ СМЫСЛЕ все, делающие доброе, творят угодное Богу, кто бы они ни были - православные, католики, мусульмане или даже индуисты. Все мы - союзники Бога в этом глубоко языческом мире. А представление о том, что спасение есть только в рамках христианства (причем даже только какой-то отдельной его ветви) кажется мне просто-напросто жестоким. Ведь многие люди, в отличие от нас, родились в исламских странах, Индии, Китае и т.д. и НИКОГДА не слышали о христианстве. Что же, теперь для них Царство Небесное навсегда закрыто, будь они хоть праведниками из праведников?! Ну вспомните же Нагорную проповедь! Там ничего не говорится о богословских формулах, зато много говорится о том, что мы (если мы хотим быть Его учениками) посланы в мир творить добро, помогать и т.д. (за более-менее полным перечислением отсылаю всех к молитве св. Франциска, которую очень любит Татьяна Петровна). Опять же, напомню слова Спасителя: "Кто не против нас - тот за нас" (Мк. 9.40). Еще раз извиняюсь за то, что повторил уже сказанное прежде не единожды. DN

#19 Афина Опубликовано 30 Ноябрь 2007 - 19:11

Афина
  • Свои
  • 4 313 Сообщений:
  • Ирина Алхазашвили

Ну, можно и не спорить об этом, если хотите. Просто тот пост был из серии "не могу молчать" :).


Однако, прошло два года...

Можно вместо слова "ересь" говорить "заблуждение", как можно вместо слова "негр" говорить "афроамериканец". Денотат от этого меняется? :)


Повторю, что не считаю это ни ересью, ни заблуждением. Не нам судить...

просто сказано, что недопустима контрацепция из корыстных соображений — типа, "мне неудобно уметь столько детей, лучше двух рожу и хватит"


А вот это как раз и есть лицемерие. Где грань между корыстными и некорыстными соображениями?

С первым предложением согласен, со вторым — нет :). В любом случае, что бы мы ни говорили, а наши отношения с католиками — это всё-таки принципиально другой вопрос, чем отношения с мусульманами и иудеями. Если принимать такую радикально экуменическую позицию, тогда, извините, совершенно непонятно, зачем вообще Христу надо было страдать, умирать и воскресать в третий день. И зачем надо было создавать Церковь и говорить (прямым текстом), что тот, кто за Ним последует, спасён будет, а тот, кто нет, — не будет, если всё равно иудеи, которые и по сей день не принимают истинного Мессию, и мусульмане, которые не признают Его распятия и Его божественности, верят, оказывается, "в того же Бога".


Некоторые мусульмане тоже считают, что спасутся только они...
Вы будете спорить, что Бог иудеев, христиан и мусульман, условно говоря, не одно и то же "лицо"? Разные пути к одной и той же вершине - вот что такое разные религии. Каждому свое что-то открывается.

Конечно, на практике, как правило, исповедуются перед причастием, но в общем это отдельные Таинства.


Спасибо, я знаю.

предполагается, что человек должен подходить к Причастию более-менее очищенным от грехов (это, собственно, есть у ап. Павла)? У нас, можно сказать, здесь просто стоит некая "защита от дурака" :).


Естественно. Значит, у нас защита.
"За три вещи благодарен я судьбе: во-первых, что я человек, а не животное; <...>; в-третьих, что я эллин, а не варвар".
Фалес Милетский.

#20 Natuccia Опубликовано 30 Ноябрь 2007 - 21:48

Natuccia
  • Свои
  • 6 201 Сообщений:
  • Наташа Налютина
Со стороны кажется, что ИЮ ответила на вопрос Алексея, а Олег выпендривается. :lol: :lol: :lol:
natuccia.gif




2 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 2 гостей, 0 невидимых