
Остров (2006)
#1
Опубликовано 17 Октябрь 2006 - 7:59
#2
Опубликовано 27 Декабрь 2006 - 13:08
Что несёт зрителю фильм Павла Лунгина «Остров»?
Кинофильм «Остров», премьера которого прошла 23 ноября в российских кинотеатрах, практически сразу приобрел репутацию «православной картины», хотя снимала ее отнюдь не церковная студия. Имя режиссера Павла Лунгина ассоциировалось с политизированным гротеском («Лунапарк», «Олигарх»), а исполнитель главной роли Петр Мамонов получил известность как музыкальный авангардист и актер-самоучка, балансирующий на грани шизоаффективного расстройства.
Редакция попросила ведущего культурологического направления RPMonitor, известного религиоведа Романа Багдасарова ответить на вопросы, возникающие после просмотра фильма.
http://grenzlos.live...816.html#cutid1
#3
Опубликовано 27 Декабрь 2006 - 13:19

#4
Опубликовано 27 Декабрь 2006 - 16:07
#5
Опубликовано 27 Декабрь 2006 - 16:24
#6
Опубликовано 27 Декабрь 2006 - 16:33
Стоит в кинотеатре посмотреть. Это очень сильный фильм с эмоциональной точки зрения. Только надо сразу настроиться именно на это т.к. о каком-либо правдоподобии там особо не заботились, этого он снимался.На каникулах возьму у родителей DVD и посмотрю. Почти уверен, что понравится - уж больно я Мамонова люблю...
DN

#7
Опубликовано 27 Декабрь 2006 - 16:39
я лично смотрел на дивиди еще до того, как он в кино вышел - и это не капельки не помешало пронинуться фильмом.Стоит в кинотеатре посмотреть. Это очень сильный фильм с эмоциональной точки зрения. Только надо сразу настроиться именно на это т.к. о каком-либо правдоподобии там особо не заботились, этого он снимался.
Изменено: qishmish, 27 Декабрь 2006 - 16:39
#8
Опубликовано 29 Декабрь 2006 - 14:59

#9
Опубликовано 30 Декабрь 2006 - 19:08
(повтор будет утром в понедельник, 8 января в 9-35)
http://www.rutv.ru/t...l?d=0&id=110425
Официальный сайт фильма: http://ostrov-film.ru/
#10
Опубликовано 02 Январь 2007 - 9:36
#11
Опубликовано 04 Январь 2007 - 15:16
Вы, наверное, имели в виду Сухорукова?но и Безруков с Дюжевым молодцы.

Вот, да. Я давно не видел фильмов или иных произведений на религиозную тему, где обошлось бы без пошлости, портящей всю картину. Тут дело не в том, что снимают люди плохие, - просто нужен очень большой талант и известное чувство меры (и наличие отменного вкуса в лучшем смысле этого слова), чтобы показать всё "правильно". Вот здесь это удалось. Фильм шедевром я назвать не могу, но среди фильмов на религиозную тему он - лучший. Ещё очень хорош "Андрей Рублёв", но там именно религиозная тема, на мой взгляд, совсем неправильно дана.Фильм действительно очень христианский, очень по-правильному христианский - без сусальности и этнографическо-великодержавной пошлости.
Нет, по мне, так он именно что православный, но в высшем смысле этого слова, про который сейчас так часто забывают на фоне великодержавно-местечкового пафоса, с которым нередко его употребляют. Понимание святости, показанное в этом фильме, именно православное и никакое иное. Православное не в смысле внешней церковности (важность которой я, прошу заметить, нисколько не отрицаю), а в смысле мистическо-богословской традиции, которая, что бы кто ни говорил, существенно отлична от католической и тем более от протестантской.Я специально не называю его "православным", т.к. ИМХО на тех высотах до которых поднимается Мамонов разделения уже просто нет. Есть только Бог и человек перед Богом.
Страшуся милых нигилистов"
- А. К. Толстой
O, tempora, o, mores!
- M. Tullius Cicero, In Catilinam oratio prima
"Wovon man nicht sprechen kann, darüber muss man schweigen."
- Ludwig Wittgenstein
или, словами К. Пруткова,
"Если у тебя есть фонтан, заткни его."
#12
Опубликовано 04 Январь 2007 - 21:32
Вы, наверное, имели в виду Сухорукова?
![]()
Вай-вай! Исправил!

DN
#13
Опубликовано 04 Январь 2007 - 21:34
Ну насчет протестантской я, пожалуй, соглашусь, но насчет католиков совершенно не согласен. Или мистики (отцы-пустынники) Древней Церкви у нас с ними разные?!а в смысле мистическо-богословской традиции, которая, что бы кто ни говорил, существенно отлична от католической и тем более от протестантской.
DN
#14
Опубликовано 05 Январь 2007 - 10:23
Отцы-пустынники были общими, но дальнейшее развитие пошло по-разному. После схизмы был ещё Григорий Палама и исихасты. А это ОЧЕНЬ серьёзно повлияло на представления православия о святости и монашеском подвиге.Ну насчет протестантской я, пожалуй, соглашусь, но насчет католиков совершенно не согласен. Или мистики (отцы-пустынники) Древней Церкви у нас с ними разные?!
DN
Потом, святые-то общие, но восточная Церковь на греческих (и вообще восточных, что, в общем-то, логично

Впрочем, я лишь отмечал разницу в традиции. На самом деле в каком-то смысле разделение действительно снимается: католики, пожалуй, очень серьёзно ошибаются в теологии, но когда речь идёт о молитвенном общении с Богом, то тут догматы значения не имеют, и правыми оказываются и те, и те. Но при этом это две правды

Страшуся милых нигилистов"
- А. К. Толстой
O, tempora, o, mores!
- M. Tullius Cicero, In Catilinam oratio prima
"Wovon man nicht sprechen kann, darüber muss man schweigen."
- Ludwig Wittgenstein
или, словами К. Пруткова,
"Если у тебя есть фонтан, заткни его."
#15
Опубликовано 05 Январь 2007 - 11:22
Я почти уверен, что различия эти будут на 90% внешними, обусловленными различными историческими путями двух половинок Церкви (в т.ч. и, увы, почти полным незнанием об опыте друг друга). Но кто-то когда-то хорошо сказал, что мистики разных религий скорее поймут друг друга, нежели богословы. В первом случае нет этих (в значительной степени - лишних) попыток облечь необлекаемое в слова, а есть просто предстояние перед Богом.Если католики снимут фильм вроде этого, я с удовольствием его посмотрю, и я уверен, что ничего еретического там не будет. Просто это всё равно по-другому получится.
Что до меня, то я вообще к богословским различиям отношусь довольно скептически. Ну скажи, кто ТОЧНО может знать от кого именно исходит Святой Дух и, что не менее важно, как это знание должно отразиться на моей повседневной религиозной жизни? Если бы это было важно - об этом бы Христос сказал. А раз не сказал - значит это излишнее умствование, плодящее расколы.
Впрочем, я пристрастен, т.к. с очень большой симпатией отношусь к католикам.
DN
#17
Опубликовано 06 Январь 2007 - 14:33
Написал на это сообщение огромный ответ, но потом решил, что не надо, как всегда, уходить в оффтоп и заполнять тему своими "излишними умствованиями"Я почти уверен, что различия эти будут на 90% внешними, обусловленными различными историческими путями двух половинок Церкви (в т.ч. и, увы, почти полным незнанием об опыте друг друга). Но кто-то когда-то хорошо сказал, что мистики разных религий скорее поймут друг друга, нежели богословы. В первом случае нет этих (в значительной степени - лишних) попыток облечь необлекаемое в слова, а есть просто предстояние перед Богом.
Что до меня, то я вообще к богословским различиям отношусь довольно скептически. Ну скажи, кто ТОЧНО может знать от кого именно исходит Святой Дух и, что не менее важно, как это знание должно отразиться на моей повседневной религиозной жизни? Если бы это было важно - об этом бы Христос сказал. А раз не сказал - значит это излишнее умствование, плодящее расколы.
Впрочем, я пристрастен, т.к. с очень большой симпатией отношусь к католикам.
DN

Страшуся милых нигилистов"
- А. К. Толстой
O, tempora, o, mores!
- M. Tullius Cicero, In Catilinam oratio prima
"Wovon man nicht sprechen kann, darüber muss man schweigen."
- Ludwig Wittgenstein
или, словами К. Пруткова,
"Если у тебя есть фонтан, заткни его."
#18
Опубликовано 06 Январь 2007 - 16:24
А зря... Тем более, что в этой теме, похоже, остались только мы с тобой.Написал на это сообщение огромный ответ, но потом решил, что не надо, как всегда, уходить в оффтоп и заполнять тему своими "излишними умствованиями"
).

А как же покойный владыка Антоний?! Сейчас, конечно, в Сурожской епархии, насколько я знаю, не все благополучно, но сказать, что в Англии Православие не было представлено нормально, на мой взгляд, все же нельзя.тем более что из всех стран запада Православие по-нормальному представлено только, разве что, в Америке.
Вот за это-то я и недолюбливаю богословие... Ты обрати внимание, насколько просты проповеди Христа! Насколько они конкретны! Насколько это практическое христианство! Если цель жизни христианина - следование за Христом, то все, что для этого нужно - дано в Евангелиях (плюс, конечно, мнения авторитетных людей настоящего и прошлого и личный молитвенный и мистический опыт). Богословы ("законники") воздвигли стену между Богом и людьми в иудаизме, они же (с обеих сторон) раскололи Церковь Христову. Ведь до абсурда доходит - армян в монофиситы записали и это, вроде, аксиома. Хотя у меня на полке стоит книга бесед с покойным Католикосом Гарегином I, где он ясно и недвусмысленно говорит, что их представления о природе Христа абсолютно тождественны Никео-Цареградскому Символу Веры, разве что сформулированы иначе (что неудивительно, т.к. армянское христианство древнее греческого, а на собор их не позвали (обсуждали тут)).Между вероучениями Церквей есть существеннейшие различия, как и общие философски-мировоззренческие <...> так и вполне "обыденные", как, например, вопрос о первородном грехе. <...>
Иными словами (на мой взгляд): до тех пор, пока человек верит сердцем (разумеется, если он при этом честен перед собой и Богом) - он на правильном пути. Как только он подключает к этому голову и начинает умствовать - он имеет все шансы сбиться с дороги (ведь многие говорили, что дьявол обольщает человека через его разум)... Не случайно Христа приняли рыбаки, мытари и т.п., а не богословы... Мда... Как-то сумбурно получилось...

Все сказанное выше вовсе не означает (как может показаться

P.S. Как ты думаешь, герой Мамонова был силен в богословии?
Надеюсь ты понял, что я имею ввиду.
С наступающим тебя (и всех остальных) Рождеством!
DN
#19
Опубликовано 06 Январь 2007 - 18:49
Да нет, всё нормально. Основные вещи я и так сказал, а остальное уже нюансыА зря... Тем более, что в этой теме, похоже, остались только мы с тобой.
![]()

Но теперь уж всё, буду по полной!

Ах да, забыл, конечно. Mea culpa. Правда, я в данном случае имел в виду наличие автокефальной Церкви. В Сурожской епархии всё держалось именно на личности владыки Антония, поэтому и сейчас там, увы, такие проблемы.А как же покойный владыка Антоний?! Сейчас, конечно, в Сурожской епархии, насколько я знаю, не все благополучно, но сказать, что в Англии Православие не было представлено нормально, на мой взгляд, все же нельзя.
Всё верно, и я не думаю, что Церкви стоит разделять из-за каких-то "общефилософских" богословских формулировок. Но есть и вполне конкретные вещи. Примат папы, первородный грех. Католики как раз-таки нагородили ненужных догматов по этому поводу. И мимо этого никак нельзя пройти, делая вид, что нас ничего не разделяет.Вот за это-то я и недолюбливаю богословие... Ты обрати внимание, насколько просты проповеди Христа! Насколько они конкретны! Насколько это практическое христианство! Если цель жизни христианина - следование за Христом, то все, что для этого нужно - дано в Евангелиях (плюс, конечно, мнения авторитетных людей настоящего и прошлого и личный молитвенный и мистический опыт).
Вы забыли про эфиопов с коптами - они с армянами в общенииВедь до абсурда доходит - армян в монофиситы записали и это, вроде, аксиома. Хотя у меня на полке стоит книга бесед с покойным Католикосом Гарегином I, где он ясно и недвусмысленно говорит, что их представления о природе Христа абсолютно тождественны Никео-Цареградскому Символу Веры, разве что сформулированы иначе (что неудивительно, т.к. армянское христианство древнее греческого, а на собор их не позвали (обсуждали тут)).


И с католиками тоже, может быть, разделение произошло из-за политики. Примат папы, например, в его современном виде фактически утвердился позже, а формально догмат о непогрешимости был принят во второй половине XIX века (точную дату не помню, не суть). Но нельзя закрывать глаза на то, что Церкви с тех пор пошли совершенно разными путями и многие вещи в их вероучениях просто несовместимы. Так получилось, что с армянами, например, различий мало. Вероятно, потому, что там было поспокойней и меньше шума. Тогда как папский престол оказался в самом пекле средневековой политики... От этого ведь никуда не денешься.
Понимаете, тут дело не в том, чтобы считать или не считать католиков христианами. Конечно, они христиане, тут даже вопросов нет. Но при этом вполне объединиться - это значит иметь общий набор представлений по некоторому набору вопросов. И по многим из них, как, например, по тому же первородному греху или по вопросу первенства Папы, я просто не могу встать на позицию, идентичную католической.
А о том, что монашеские и мистические традиции двух Церквей фактически равносильны (но при этом различны), я уже говорил.
Конечно, у него есть все шансы сбиться с дороги. Но это не значит, что умствовать не надо. Верит человек только и исключительно сердцем, а ум может разве что подкреплять эту веру или поддерживать. Но умом человек может веру также понять. Блаженны были люди, которым проповедовал Христос, или там какие-нибудь русские мужики XIX века, которые обо всём этом не задумывались и просто верили - но, во-первых, лично я уже не могу просто верить, мне нужна именно осознанная вера; во-вторых, Вы, например, сами не раз говорили, что не уверены, можно ли считать то, во что верил наш простой народ, христианством: так значит, всё-таки кое-что нужно и понимать? Старообрядцы, которые сжигали себя или морили голодом, тоже сердцем вполне верили. Катары, предававшиеся всяким сексуальным извращениям, тоже, думаю, не были атеистами. Наконец, как это ни банально, испанские инквизиторы тоже были людьми искренне верующими. Так в чём дело? Значит, веры одной маловато. Нужно ещё и понимать правильно, во что веришь.Иными словами (на мой взгляд): до тех пор, пока человек верит сердцем (разумеется, если он при этом честен перед собой и Богом) - он на правильном пути. Как только он подключает к этому голову и начинает умствовать - он имеет все шансы сбиться с дороги (ведь многие говорили, что дьявол обольщает человека через его разум)... Не случайно Христа приняли рыбаки, мытари и т.п., а не богословы... Мда... Как-то сумбурно получилось...
Так ведь это и есть основной тезис богословия. Как и, кстати (в другом виде, конечноПросто мне кажется, что божественное никоим образом неспособно поместиться в человеческие формулировки, Бог всегда больше наших представлений о Нем.

Совершенно верно, и никогда богословские дискуссии не должны быть причиной для разделения. Но вот так случилось, что стали. И так случилось, что вероучение стало существенно разным. Притом в православии несколько помягче и менее догматизированное. От этого никуда не уйдёшь.А увязнув в богословских дискуссиях об этом легко забыть.
Просто богословские дискуссии должны оставаться дискуссиями, особенно по всяким тонким вопросам. Вспомним известное "надлежит быть и разномыслию". А тут взяли, созвали собор и отлучили пол-Церкви (я условно говорю). Понятно, тут богословские причины были далеко не на первом месте, но факт остаётся фактом.
Догматы изначально принимали для того, чтобы бороться с ересями. Причём они изначально касались вещей фундаментальных. Принимать догматы про чистилище - это ведь глупо. Какая разница, есть чистилище или нет? Некоторые православные считают, что есть. Многие - что нет. Большинству всё равно. И что? У нас такого догмата нет, и в основном Церковь чистилище не признаёт, но если вдруг не можешь без него жить - пожалуйста, верь в него, ты не еретик. В Писании об этом ничего нет. В католицизме, если ты в него не веришь, - ты еретик. Опять же, я говорю о принципе, понятно, что на костре никто жечь никого не будет. И, наверное, если Папу спросят, то он ответит, что это вопрос незначительный. Но догмат-то не отменили!
С первородным грехом - сложнее. Понятно, что каждому, кроме религиозных фанатиков, хотелось бы верить, что у нехристиан тоже есть шанс. Понятно, что всем нам ещё больше хотелось бы, если бы все поголовно после смерти попадали в рай. Так что оставлять этот вопрос дискуссионным нельзя. Ну, насчёт того, что в рай попадут не все, достаточно чётко сказано в Евангелии: нужно обладать довольно богатой фантазией, чтобы прочитать там другое (хотя некоторые ухищрялись

Понимаете, к чему я? Православная "богословская позиция" всегда соответствует здравому смыслу и лежит на поверхности. И даже догматов по этому поводу нет, потому что и так ведь всем понятно. А католическая постоянно связана с каким-то передёргиванием. И при этом это не просто общее мнение, что нехристиане идут в ад (скорее наоборот, думаю, большинство католиков так не думают), - нет, это такой догмат, фактически. То есть там так прямо не сказано, что в ад идут, но другого вывода не сделаешь. И вот я не могу под этим подписаться. Никак не могу. Потому я и не считаю РКЦ легитимной Церковью. Потому что если бы я считал, мне пришлось бы со всем этим согласиться.
Я говорил лишь о том, что в фильме показана именно православная аскетическая традиция. Богословие - это отдельная тема. Впрочем, я не думаю, что герой Мамонова считал, например, что 80% советских граждан окажется в аду из-за того, что они не крестились.P.S. Как ты думаешь, герой Мамонова был силен в богословии?
Не хотелось бы заканчивать на такой грустной ноте, так что с Наступающим!

Страшуся милых нигилистов"
- А. К. Толстой
O, tempora, o, mores!
- M. Tullius Cicero, In Catilinam oratio prima
"Wovon man nicht sprechen kann, darüber muss man schweigen."
- Ludwig Wittgenstein
или, словами К. Пруткова,
"Если у тебя есть фонтан, заткни его."
#20
Опубликовано 06 Январь 2007 - 19:16

1 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 невидимых