С этим я вовсе и не спорю. Я говорю о том, что идея накопления ЯО как гарантии победы в холодной войне себя не оправдала. СССР ценой огромных усилий накопил огромное количество этого оружия, однако же проиграл. А, скажем, Китай, у которого по сравнению с СССР и США этого оружия было совсем немного, выиграл.
Это характеризует не недостатки ЯО, а неправильный подход к нему со стороны руководства страны. Кстати, если уж на то пошло, для СССР - да, не оправдало, а для Америки - вполне.
Ну и в чём КВ изменил характер боёв? До КВ полевая артиллерия успешно боролась с танками, и после его появления ничего не изменилось – танки по-прежнему поражались полевой артиллерией.
Привидите, если можно характеристики 105-мм полевой гаубицы. Я кроме базы данных CMBB, к сожалению, ничего не нашел (хотя, несмотря на то, что их нельзя признать официальым источником, мой опыт показывает, что они довольно-таки точны), но я сильно сомневаюсь, что ее оф-снаряды (а в 1941, других, по-моему, не было) могли чем-то повредить КВ, кроме как пербить гусеницу или заклинить башню (при везении). Та же история со 150-мм пехотной с начальной чкоростью чего-то около 250 м/c.
Так что из полевой артиллерии остается только 150-мм тяжелая гаубица, а их даже по штату было немного.
Так что же изменилось в характере боёв? То, что против танков стали использовать более мощные пушки? Ну, тогда следует каждый более мощный по сравнению с предыдущим образец вооружения объявлять революционным и утверждать, что с появлением характер боёв радикально изменится.
Полевую артиллерию (или там артиллерию РГК) до этого использовали, потому что не было под рукой других средств. Здесь же, еще раз повторюсь, системы, специально сконструированные для борьбы с танками оказались неэффективными.
Пословицу, которую Вы привели, я не считаю для военного дела удачной. Скорее, наоборот. Как раз нахождение ассиметричных ответов, позволяющих превзойти противника не в «лобовую», механическим ответом на его вызовы, а нахождением «слабых мест» в его военной машине, и отличает творческий подход.
А я и не говорил, что она идеально подходит для военного дела. Но в данных случаях подходят как нельзя более кстати.
Да и в реальной военной истории примеров такого рода достаточно.
Но единственным ответом на ЛФ все равно до появления авианосцев оставался линейный флот.
Теперь - что касается флотских дел. Да, в английской литературе существует точка зрения, что британский линейный флот самим факом своего существования способствовал поражению Германии. Может быть, в какой-то мере так оно и есть. Но, с другой стороны, и германский подводный флот чуть не поставил Англию на колени. И линейный флот никак этому помешать не мог.
Не поставила же - ни в Первой Мировой (когда еще не было противолодочной авиации и разных специальных приспособлений), ни во Второй.
И Ютландское сражение не помогло англичанам победить.
Я бы не стал давать на этот вопрос столь однозначный ответ. Немецкий флот попытался снять блокаду с Германии - у него это не получилось, следовательно Ютландского сражения, в котором, несмотря на многие трудности и слабости, британский флот оказался все-таки сильнее.
А вот немецкая революция началась с волнений моряков в Киле. Да и России её флот в войне не помог, а вовсе наоборот. Т.е. получается, что ставка на развитие линейного флота не оправдала себя. (Точно также, как и в холодной войне).
Для побежденного ставка всегда себя не оправдывает, иначе он был бы победителем.
Реальная война востребует совсем другое оружие, не то, которое к ней готовили. Так всегда и бывает.
Я бы не стал так обобщать. Ту все зависит и от самого оружия, и от его применения, и от скорости прогресса по отношению к длительности войны. Не думаю, что кремневые ружья или кирасирские палаши были чем-то не тем, что было нужно в 1812 году.
По поводу авианосцев, которые дескать, "анулировали" линкоры. Это не так. Во-первых, авианосцам (как и любому другому революционному оружию, кстати) требуется сравнительно длительный период становления. Самим фактом своего появления они вовсе не утвердили превосходства над линейным флотом.
Тем не менее, потеряв большинство своих линкоров, флот США не лишился боеспособности, а потеряв свои основные авианосцы, флот Японии сделать уже ничего не смог. Да и просто уничтоженных авиацией японских линкоровбыло больше, чем потопленных чем-либо еще.
А во-вторых, события ПМВ просто выявили новую тенденцию в военно-морском строительстве. На смену идее всемерного развития линейного флота пришла идея флота сбалансированного, включающего в себя корабли самых разных классов. И пренебрежение к развитию какого-нибудь одного из них грозило сделать небоеспособным флот в целом.
Угу, так же можно сказать, что пренебрежение к частям связи или транспорта фатально для сухопутной армии ВМВ - и это будет правильно. А основной ударной силой все-таки остались танки.
Кстати, а Вы можете привести статистику по какому-нибудь показателю (стоимости постройки, тоннажу или хотя бы количеству кораблей), чтобы проиллюстрировать это изменение баланса с Первой Мировой войны.