Трудно высказываться на наболевшую тему на четвертой страничке обсуждения.
Поэтому не буду приводить цитат из половины постов (хотя надо бы), и растекаться мыслью по древу (а хочется).
Я нахожусь в странном положении человека на границе - лицеист и потом выпускник Разряд побывал на десятке слетов, а учитель Даниил Юрьевич - еще на трех. Я был на последних педсоветах, посвященных подготовке слета, и общался с многими выпускниками, не только последних выпусков.
Как обычно, проблема разбивается на две части: первая - как вообще подступиться, выработать позицию, вторая - как претворить в жизнь выстраданную и, кажется, правильную, идею.
Относительно первой части проблемы моя позиция во многом сходна с володиной и ... (здесь должен быть десяток цитат). Сформулирую так. Действительно, пьянство на слете ужасно и противно, и само по себе, и потому, что младшие классы втягиваются в этот, пафосно говоря, "порочный круг". Однако по-моему еще хуже и противнее недоверие к лицеистам и выпускникам, растущие стены и границы между преподавателями и "народом лицейским". И само по себе, и потому что (рефреном) втягивает младших в такой же порочный круг: ребята привыкают противопоставлять себя преподавателям, видеть в них не "старших друзей", а карающий орган. И лицейский дом все больше превращается в лицейскую коммуналку с общей кухней и руганью в коридорах (кстати, о коммуналках я тоже знаю не понаслышке). И это мне кажется большим злом, чем любые пьянки. Потому, вслед за многими высказавшимися (здесь еще куча цитат) я повторю, что принципиально правильный выход - доверие, извините за программизм, "по умолчанию" (я тоже про себя вспомнил презумпцию невиновности). Из этой общей идеи следуют бесчисленные практические выводы, в общем и целом определяющие подход к организации слета.
Но это по идее. А теперь необходимо перейти ко второй части - как же, черт возьми, это реализовать. И тут Даниил Юрьевич с педсовета может выдать множество скептических замечаний (слышу вздох ДНа и Арчи).
Во-первых, исключать из лицея никто никого не будет. Прошу воспринять как "почти" факт (то есть если нельзя, но очень хочется, то можно, но это очень надо написать ОЧЕНЬ большим шрифтом). Просто при нынешней ситуации (см. МинОбр) и положении лицея в московской системе образования это действительно очень сложно. И когда упираешься в это, становится ясно, что действительно жесткие меры против лицеиста придумать сложно (читайте "не существует, но если очень хочется...").
Во-вторых, строить отношения на доверии очень и очень сложно, просто потому, что это требует от преподавателей (в первую очередь!) огромных усилий, на которые готовы единицы. Ведь гораздо проще запретить, не пустить, загнать спать и с чувством выполненного долга делать что хочется (например, пойти спать или выпить и пойти спать), чем постоянно общаться с детьми, зная, что нельзя ожидать от них того же и даже близкого уровня сознательности и ответственности, ловить за руку отдельных отморозков, но при этом не начинать подозревать в каждом 11класснике и выпускнике "преступных умыслов". Могу сказать относительно себя, что мне так слабО. Но я осознаю это и знаю к чему стремиться, а абсолютное большинство преподавателей либо не понимают и не принимают этого, либо просто не будут так уродоваться. Что в общем-то одно и то же. И, простите, тоже гораздо проще сказать "ну и пошли все на, раз в администрации такие настроения, я не буду в этом учавствовать".
В-третьих, я плохо понимаю, каким образом можно втянуть в этот процесс взаимного доверия (и ответственности!) лицеистов. А без этого любые потуги из "во-вторых" не просто тщетны, а абсолютно бессмысленны. Это вопрос одновременно и школы звеньевых, которые могут взяться только при условии, что им отдадут эту самую ответственность; и организации слета, когда проблемы и с теплой одеждой, и со снаряжением, и с мусором на полянах должны решаться не "сверху", а "снизу"; и лицейскости как таковой, о которой говорят так много, а делают так мало, что это раздражает самих лицеистов. Я говорю, что плохо понимаю, потому что видел только одну работающую модель организации слета, и модель эта держалась исключительно на организационной деятельности одного человека и уважении к нему. И дело не только в том, что в лицее сейчас нет такого человека, но и в хорошем вопросе: "А можно ли вообще заменить одного такого человека неким коллективным учительско-административным разумом?". Если даже ответ положительный, модель конечно должна перестраиваться, и это опять требует огромных усилий.
К сожалению, в моих словах опять мало конструктива. И я понимаю, что не имею права критиковать и тех, кто призывал на педсоветах к жесткому отбою в 11 часов, и тех, кто отказывается участвовать в слетах. Но думаю, что если каждый из тех, от которого что-то зависит, задумается и вложит свою лепту в этот процесс, будет уже немного (а в перспективе - намного) лучше. Огромное спасибо выпускникам, которые готовы участвовать как организаторы и звеньевые, я думаю, что ваша помощь может быть определяюще важной.