Аудитория 304 - жизненный цикл
#1 Опубликовано 17 Июнь 2013 - 22:21
Мне довелось запустить и поддерживать интересный проект, параллельный этому. В МИЭМе на своей кафедре я запускал "Аудиторию" (www.auditory.ru, но сейчас вам сайт, открывшийся по этому адресу, ничего толком не скажет -- это поделка 2008 года, милая внешне, но уже "не та").
Так вот, краткое жизнеописание этого проекта такое:
2003 -- я начал преподавать в МИЭМе и уперся в то, что все работы студенты делают "понарошку". И негде им по-настоящему делать. Купил домен, все работы стал публиковать там. Подействовало.
2004 -- народ между собой упорно не общался (в отличие от ЛИТа). Запустили почту и форум, запустили "подосинки" (тогда -- Богданиху, кстати, но со следующего года -- Подосинки). Собрал активистов -- стали работать над "единой информационной средой" для студентов (а не для администрации, как во всех вузах).
2005 -- сделали единый логин, повесили в МИЭМе первый открытый вайфай. Включившиеся в работу студенты начали навешивать новые сервисы в эту "информационную среду" (ЕИС).
2006 -- работает порядка 10 веб-сервисов, включающих Вики, галерею, форум, видео-витрину, SVN и так далее. Помимо этого есть серверы для студентов, виртуалки у всех желающих, место для хранения и много чего еще "не-веб". Работает dial-in (кто не помнит, раньше были модемы, дозвон...). Институт покупает первый сервер, но вообще-то всё работает на списанной с моей работы технике. Защищаются первые дипломы "по теме". На миэмовской конференции только на секции веб-технологий кафедра выставляет больше 25 участников только студентов, которым традиционно на это было всё равно. Поход в Карелию, ведутся масштабные разработки по другим направлениям -- начались первые телетрансляции, дипломы защищаются в прямом эфире, заработало внутреннее телевидение. Разработан проект видеостудии.
2007 -- надлом. Расслоение. А еще авария на электрощитке в праздники, приведшая к гибели двух серверов, из них один -- с концами. Потеряны данные аккаунтов и почта. Былые лидеры сливаются, у меня диссер, стройка в видеостудии и вообще.
2008 -- чуть потеплело, даже сделан новый сайт центрального ресурса, но уже явно разделены "технари" и "мультимедисты". Развития нет, идейная сторона потеряна полностью, теряются и уходят в прошлое старые наработки и сервисы. По инерции Аудитория живет, трафик огромный, простым пользователям сложно представить, что этот титаник уже тонет.
Дальше можно продолжать, но суть в том, что нужно уловить момент остановки развития и перехода в дрейф и потом затопление. Я его уловил, даже могу сказать события и даты, определявшие дальнейшее, но сделать уже ничего не мог, поскольку делать надо было раньше. Выше я намеренно описал только технические явно видные характеристики (появилось то-то, запустили это), а главным здесь были совсем не технические ресурсы, а движуха, которой жила маленькая непримечательная кафедра -- тогда мы создавали волну, очень заметную на фоне тихо дрыхнущего миэма. Некоторые традиции, заложенные тогда, почему-то прекрасно работают и сейчас: в компьютерном зале, где на столах лежат ноутбуки, в видеостудии, где полно техники и часто открыта дверь, не воруют. В Подосинках, где никаких запретов на алкоголь нет, не перегибают. Вот рядом проходит "посвят" МЭИ -- посмотрите в ютюбе, поймете, о чем я. А у нас концерты с полной выкладкой, камерные посиделки с песнями до 8 утра... Ну пьют, но лицо не теряют. Даже из этого делают театрализированные сцены.
Еще один эпизод из оффлайновой жизни для полноты картины. С начала Аудитории мы стали отмечать праздники (общие и дни рождения) на кафедре. Живенько так, с размахом. Приходящим на дни открытых дверей абитуриентам я показывал дырки и вмятины в потолке -- это от пробок от шампанского Но в целом -- всегда кафедру вычищали, что следов не было видно. Новый год отмечали там же, но в 2008 в зале на 20 мест зажигали 60 человек... в общем в 2009, перенесли всё в актовый зал. Так вот: к этому времени в свете вышесказанного душевная движуха перешла в формальную стадию. Мы ввели плату за участие в праздниках, потому что сбалансировать расходы стало невозможно, сцена актового зала прекрасно подходила для концерта, но формат уже не такой душевный... да и спроса на него не было -- слишком разные люди, слишком большое расслоение и возрастов и интересов и культур. То же произошло в Подосинках -- нашлись прекрасные организаторы, которые запустили сбор денег на централизованную закупку вместо прежней "привезите тушенку и макароны". Централизованный концерт вызывал много нареканий (суета вокруг него заметна), но стал центром программы, мы перестали ожидать от всех участников сознательности...
Казалось бы, всё, пора сворачивать... а теперь смотрим на это чуть иначе.
1. Эпоха энтузиастов долгой не бывает. Это я понимал сразу, мысль-то очевидная. И в 2005 году, выдавая первокурсникам конверты с логинами, имел в виду, что в 2010 это всё радикально изменится -- мы получим не энтузиастов, как виделось, возможно, моим коллегам-из-студентов, которые с горящими глазами строили "наш новый дом среди этого болота", а юзеров. Тупо юзеров, которым всё будет не так. И превратимся в обслугу. Потому что ИТ -- это вообще-то ближе к общепиту и гостиничному бизнесу, чем к высокому искусству, что бы себе кто ни думал. Это область обслуживания. Так вот, мой прогноз был такой: к 2010 году нужно диверсифицировать активность настолько, чтобы тнформационная среда стала востребованной, как стал востребованным интернет после развития использующего его бизнеса. То есть:
2. Эпохи сменяют друг друга. Вне зависимости от готовности современников. Ренессанс настал в Европе, об этом в России узнали не все и сильно позже. Не были готовы. Так вот, к спаду энтузиазма надо готовиться системно и выстраивать для новых очагов новые точки кристаллизации. Это было бы логично ожидать от мудрого руководителя, но он не был столь мудр, скажем так. А я не столь шустр, опаздал на пару лет. Хотя, пытался... но не сложилось. Вот студию запустили, но уже было поздно.
3. Чтобы обеспечить безболезненный переход между кризисами и эпохами, нужно выбрать модель развития: или все скопом начинаем и так же заканчиваем, потом строим всё с нуля (Матрица), или плавно входим-выходим, периодически производя кипение, выливаясь из ведра и затухая, но с меньшей амплитудой и быстрее восстанавливая уровень активности. Оба варианта -- очень прагматичные, "для души" тут можно жить, но вообще-то это балансирование на грани.
Мне была симпатична идея постепенно сменяющегося "котла", хотя размах требуется уже не для единоличного контроля. Тут нужна команда, которая создает как бы конкуренцию и в разное время перекидывает активность между собой, да еще и нужно, чтобы они шли со смещением по фазе.
Много позже, буквально год назад, мне один знакомый присоветовал вот эту книгу. ДН, прочитай, хотя бы по диагонали. Там много примеров, но я про выводы -- я узнал с точностью до месяцев составляющие цикла этих самых неформальных сообществ. Удивительно, но многое из написанного я более-менее так и представлял, запуская многолетний эксперимент в институте, но слегка увлекся. Играть в жизнь -- это очень увлекательно. Во многом тут прототипом послужила лицейская же жизнь, точнее, судьба барановских начинаний: приложи театр и походы к этой же теме. В ярком виде (айда сейчас на 18 байдарках полсотней человек... или раскидать школьников от Медгоры до Керети, пешедрлом в Юково, по 7 раз автономно по железке... и без связи, с той еще экипировкой и олдскульным рационом) это всё длилось недолго.
Такая вот история. А как ее конвертировать в план дейсвий -- тут и у меня пока мало идей. Интересное свойство "отвалившихся лидеров" из студентов: детский "кризис трёх лет" с отвержением рано или поздно кончается, его надо пережить. Потом бывают случаи, что "старики" возвращаются. Нет, они не будут по-прежнему вкалывать, они могут уже с опытом помочь в чем-то. В частности, показать молодежи, как можно и как лучше.
Про средства. В 2009 году я понял, что нашей Аудитории таки наступает логический конец. Не потому, что лидеры разбежались, а потому что за прогрессом нам не успеть. И предложил подключиться к Гуглу, совместив логины. То есть, иметь уникальные сервисы у себя, а гугловские использовать в дополнение или взамен нашим, но не столь бодрым. Ну почта -- лучший пример "замененного", документы -- "нового". Тогда это встретило жесткое противостояние всё еще присутствовавших, но уже не развивавших Аудиторию технарей. Вот это положение "собаки на сене" я очень не люблю, но не стал с ними воевать... потом не раз возвращался к теме, но в конце концов продавил -- весной 2012. Мы переключили почту на Гугл, вскоре отключим устаревшие сервисы, остальные уникальные вынесем на внешний подконтрольный хостинг, ибо в МИЭМе всё мутно стало. Но радикально это уже ничего не изменит -- Аудитория потеряла, простите, аудиторию. Почему? Вот студенты 2-3 курсов говорят мне, что главный технарь этого проекта, ведший у них курс программирования, внушал им, что форум -- это для публикации домашних заданий. То есть, саботировал идею. Зачем? Ну у всех свои какашки в голове. Нет его больше, но и аудитории нет. И странно его винить на фоне более сложной проблемы -- соцсети стягивают в себя всю аудиторию.
С соцсетями тоже не всё так однозначно, особенно в последние дни: дефолтная сеть для школьников-студентов -- ВК. Для более статусного народа и примкнувших к ним лиц из студенческой среды -- ФБ. ОК не рассматриваем, как и Мойкруг и прочие специфические сети. Есть короткие и специализированные -- Твиттер, Инстаграм и тд. Людям становится неинтересно лазить по десятку разных ресурсов, они используют агрегаторы. Новости -- в ленте, общение -- рядом в чате... соцсети стали агрегатором и уютненькие форумы теперь оказались вытеснены в очень конкурентное поле, где формат более похож на блог, но еще и выборка в ленте не способствует систематизации, а душевные или полезные или умные (или всё сразу) беседы с длинными комментами вынуждены тесниться между котиками и прочей пургой. Лента ФБ мне очень напоминает оруэлловские методы работы с информацией из 1984: завтра сегодняшние новости найти будет проблематично. Лента на ходу меняется и вернуться к только что прочитанной новости не всегда возможно. Создать свое сообщество в ВК или ФБ? У некоторых людей есть фобии относительно соцсетей. Но есть и те, кто не будут ходить на форум -- тут баш на баш. Если заводить, то где и какие инструменты есть, каких нет? Например, замена форуму -- гуглогруппы. Хилая замена. Я не осилил на них перевести и без того дохлый форум кафедры.
Одно понятно -- форум в нынешнем виде, фотогалерея в нынешнем виде -- это проехали. Технически они отстали. Немобильны. Идейно они устарели -- сети их победят, как сетевые кафе вытесняют одиночек. Можно попробовать запустить движуху в группе в ВК или в ФБ, но изменились же не только носители. Там и общение строится иначе и "дети стали другие" Да, да, и вода была раньше мокрее и девушки моложе... но все-таки, "бытие определяет сознание", а среда общения -- его форму и даже содержание. Я замечал, что одни и те же люди очень по-разному общаются в ФБ и ВК. Из этих соображений я бы выбирал базой, конечно, ФБ, но "школота" (уж простите за пренебрежительное, но контактик ориентирован именно на такой сегмент аудитории, и это вневозрастная и внесоциальная характеристика) не понимает, зачем нужен ФБ, когда ВК существенно продвинутее в смысле сервисов -- игрульки, музончик, видео. Кстати, с музыкой настал облом -- копирасты прижали контактик и это сильно ударило по его популярности, за этот год, если ничего не изменится, увидим массовые миграции активности в ФБ.
Не думаю, что много прояснил, но книжечку посмотри -- полезная, в смысле что подтверждает мои предположения тех лет, когда я этим вопросом занимался. Проводить эксперимент по запуску нового сообщества в соцсети... ну если есть активисты и силы их координировать -- это будет интересный проект. Фейсбучные пойнтовки в Богданихе... звучит странно и эклектично, но история рассудит, что тут странно, а что сформирует традицию.
http://auditory.ru
#2 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 8:32
#3 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 10:29
#4 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 12:30
Как минимум здесь.Дим, а где ты в соседнем треде "поднял вопрос об отмирании былой активности на 304.ru"?
Если читать не только этот кролевский пост, но и тот, в соседней теме, то, насколько я понимаю, речь идет о том, что, если стремиться к созданию чего-то подобного auditory.ru или 304.ru в их лучшие годы - надо идти в социальные сети (и вообще, туда где водится современная молодежь ) и ловить народ там. Вроде бы, с поправкой на крайнее обобщение, идея Кроля такова.Кроль, текст - это зарисовка из жизни, или предполагает какие-то активные действия? Если предполагает - то я не очень понял, какие, честно.
Я на проблему смотрю иначе, может быть с позиции гуманитария, а не технаря. Мне кажется, что в создании комьюнити, подобного тому, что было здесь, первичным должно быть содержание, то, что будет притягивать сюда народ. Если это будет - можно решать чисто технические вопросы о том, как донести до потенциально заинтересованных людей информацию о том, что здесь происходит что-то интересное и важное. Тут и в соцсети сходить не грех. Но если на этой площадке нету костяка людей, которые бы активно общались, придумывали бы какие-то дела, ставили бы общие цели - то и подтягивать народ не к чему. Мне кажется, что, помимо экспансии соцсетей, 304-ю подкосил еще один объективный факт: по сравнению с 2001 г. я стал на 12 лет старше и, соответственно, минимум на 12 лет вырос возрастной разрыв между мной и теми, кого я учу. Условно говоря, с позиции "старшего брата" (ведь в 1994, когда я пришел в лицей, мне было, смешно сказать, 24 года), я перешел на позицию "отца" (хорошо, если не "деда" ). При этом я-то по-прежнему могу и готов общаться с нынешними лицеистами запросто и неформально, но вот им преодолеть эту дистанцию очевидно становится все сложнее. Опять же, после известных событий я не могу (не имею права), как прежде организовывать походы и поездки (это к вопросу об активности, которая создавала притяжение 304-й). Тут могли бы сыграть свою роль выпускники разных лет, многие из которых на 304-й выросли и которые в возрастном плане сильно ближе к нынешним лицеистам, но у кого-то работа, у кого-то семья, у кого-то и то, и другое и у всех соцсети. Хорошо, если раз в месяц заглянут по старому адресу, посмотреть, что тут теперь. Соответственно, мне кажется, что если говорить не абстрактно о судьбах форумов в эпоху соцсетей, а конкретно о судьбе 304-й, то первым шагом к восстановлению должно стать создание взрослого комьюнити из выпускников, членов их семей, родственников и т.д., объединение тех, кому было и, надеюсь, до сих пор остается интересно общаться друг с другом. И тогда уже можно будет думать, как к ним подключить нынешнюю молодежь, как рассказать им, какие интересные дела тут происходят.
Вот как-то так. Проблема в том, что я не представляю, как это сделать. И все больше и больше думаю, что если 304-я становится местом, где я сам с собой тусуюсь, то может закрыть её и уйти, скажем, в ЖЖ?
P.S. Извините за невеселый тон, но по другому не выходит... О чем говорить, если из всего списка модераторов и даже админов (!) на 304-й регулярно появляется всего несколько человек?
DN
#5 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 16:56
1. Да, форум, как платформа, имеет мало шансов в роли точки сбора. Сейчас все привыкли не сами ходить по ресурсам, а чтобы ресурсы ходили к ним.
2. ДН, про возраст, не поверишь, та же фигня! Только я-то вообще весело начинал: мои студенты в 2002 году были на 2 года меня младше Осенью у меня будут те, кто младше на 15. Если бы я вздумал чудить с ними так, как чудил с теми... короче, у Вышки будут все основания погнать меня нафиг с какими-нибудь мутными подозрениями. В общем, вотъ.
3. Важный момент, который неявно был написан в тексте: онлайновая активность была следствием наличия оффлайновой продуктивной работы. Именно работы и именно продуктивной. И именно оффлайновой. Короче, я не очень верю в сознательное (а не стимулированное игровыми и прочими раздражителями) онлайн-сообщество "своими силами". Людей должно что-то объединять. Будут это настольные игры или походы или разработка программ/железок -- неважно.
4. Выпускники, что неудивительно, тоже в большинстве разбрелись по семьям и работам. Недавние -- да, особенно, кто на 2-3 курсах, самый огонь. Но народ-то стал практичнее, ибо что они видели, когда в ЛИТе учились? Это же система с обратной связью, вылететь из цикла очень просто, создать его -- нужны годы.
PS: Дим, в ЖЖ уходить -- это почти в Фидо. Там сообщество "в мемориальной фазе".
http://auditory.ru
#6 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 17:28
Вооот! Тогда встает следующий вопрос: как запустить оффлайновую активность? Уверен, что в случае с 304 костяком такой активности должны стать взрослые (выпускники), к которым, потом, можно будет и лицеистов заново подтягивать. Кстати, было бы интересно, если бы хотя бы один нынешний лицеист написал, как он лично относится к этой проблеме.3. Важный момент, который неявно был написан в тексте: онлайновая активность была следствием наличия оффлайновой продуктивной работы. Именно работы и именно продуктивной. И именно оффлайновой. Короче, я не очень верю в сознательное (а не стимулированное игровыми и прочими раздражителями) онлайн-сообщество "своими силами". Людей должно что-то объединять. Будут это настольные игры или походы или разработка программ/железок -- неважно.
Ну, это констатация очевидного факта. Мишаня правильно написал - нужно понять, какие конкретно активные действия должны воспоследовать из всех этих наших с тобой рассуждений. Опять же, если у кого-то из здесь присутствующих есть мысли - не держите их в себе, давайте обсудим!4. Выпускники, что неудивительно, тоже в большинстве разбрелись по семьям и работам. Недавние -- да, особенно, кто на 2-3 курсах, самый огонь. Но народ-то стал практичнее, ибо что они видели, когда в ЛИТе учились? Это же система с обратной связью, вылететь из цикла очень просто, создать его -- нужны годы.
Во-первых, не согласен. Мне лично ЖЖ куда интереснее ВК, может быть потому, что там формат предполагает не твиттер-стайл, а развернутые посты. Во-вторых, пока это всего лишь мысли "в минуту душевной невзгоды". 304-я мне очень дорога, чтобы её просто так взять и от сердца оторвать.PS: Дим, в ЖЖ уходить -- это почти в Фидо. Там сообщество "в мемориальной фазе".
DN
#7 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 17:46
Во-первых, не согласен. Мне лично ЖЖ куда интереснее ВК, может быть потому, что там формат предполагает не твиттер-стайл, а развернутые посты. Во-вторых, пока это всего лишь мысли "в минуту душевной невзгоды". 304-я мне очень дорога, чтобы её просто так взять и от сердца оторвать.
Дело не в "интересно" или "неинтересно". С ЖЖ дело в том, что это а) "многобуквенный" ресурс с б) застоявшейся аудиторией, которая ядром своим -- из начала 2000х и в) технологически это ОЧЕНЬ отсталый ресурс, ничем не лучше форума. Ну блог... так блог в смысле формата общения не факт спасет ситуацию, местами форум-то и удобнее.
И, кстати, о ВК -- конечно, приучать людей лучше к более интернациональному и хоть чуть более культурному ФБ (хотя, это тоже та еще помойка, но хоть международная, в наше время это актуально, потом еще про LinkedIn узнают и будут удивляться, а это-то зачем), но тут вопрос о том, кто тут насколько стивджобс -- мы следуем за рынком или мы его ведём за собой.
http://auditory.ru
#8 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 17:56
Так мне многобуквенность, как раз, и интересна. Как читателю, прежде всего. Да, с помощью ЖЖ того самого сообщества не создать, но если я туда уйду - это будет означать только то, что я признал провал всех попыток что-то сделать и "ушел в себя".Дело не в "интересно" или "неинтересно". С ЖЖ дело в том, что это а) "многобуквенный" ресурс с б) застоявшейся аудиторией, которая ядром своим -- из начала 2000х и в) технологически это ОЧЕНЬ отсталый ресурс, ничем не лучше форума. Ну блог... так блог в смысле формата общения не факт спасет ситуацию, местами форум-то и удобнее.
Опять мы с тобой на разных языках говорим. Какая, в нашем случае, разница, что лучше - ФБ или ВК, если ни там, ни там аудиторию (извините за каламбур) собрать не удается? Вон, в начале прошлого года у ребят-выпускников были наполеоновские планы относительно турклуба. Планировалось, перейдя в формат "прогрессивного" ВК собрать только активно ходящих туристов из числа лицеистов порядка 60 человек. И что? А ничего. Как было человек 10-15, так и осталось. Отсюда вывод: сам по себе ВК - не панацея. Просто вывешивать там заманухи - можно, но без активного оффлайн-контакта это ни одной проблемы не решит. Поставлю вопрос ребром: здесь присутствующие готовы САМИ активно взаимодействовать друг с другом, делать ВМЕСТЕ что-то, что им интересно (ходить в походы, ездить в поездки, ходить на концерты, не-знаю-что-еще)? Если да - давайте обсуждать дальше, как это орагнизовывать. Если нет - все это разговоры впустую.И, кстати, о ВК -- конечно, приучать людей лучше к более интернациональному и хоть чуть более культурному ФБ
DN
#9 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 18:01
#10 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 18:03
#11 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 18:06
http://auditory.ru
#12 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 18:13
- ученики ЛИТ (как я уже сказал, непонятно зачем им это нужно)
- выпускники ЛИТ (их невозможно организовать в регулярную аудиторию)
- любые захожане из "большого интернета"
...
Нет, ну если кто-то скажет, что сайт критичен для школьников или, скажем, выпускники без него жить не смогут, то давайте что-то такое замутим. Но чтобы 304.ру зажил жизнью, я вижу только один путь - радикальное перерождение в соответствии с интересами какой-то инициативной группы. Интересами, которые могут привлечь людей из сети.
Стёпа, великолепно!
Есть проблема: активисты хотят сохранить "как было". А это, как учит история, трудновыполнимо.
Из вариантов: однозначно мемориал, потому что лицеистов ищите в контактике и пофиг им на всякие ретро-традиции... где, кстати, забор и сколько он, кстати, продержался? Не 3,5 ли года (±0,5)?
http://auditory.ru
#13 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 18:19
#14 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 18:21
где, кстати, забор и сколько он, кстати, продержался? Не 3,5 ли года (±0,5)?
Ха-ха! "Любовь живёт три года" =))))
#15 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 18:31
http://auditory.ru
#16 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 18:33
#17 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 18:37
#18 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 18:44
#19 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 18:47
Понимаешь ли, я, например, в школе (лицее) работаю. И мне хочется, помимо сугубо предметного обучения, еще и сверхзадачу какую-то иметь. Т.к. если просто талдычить одно и то же из года в год - то это становится невыносимо скучно. И 304-я для меня - один из способов реализовать эту сверхзадачу. Да, сейчас диктатура инфантилизма, но это же не значит, что делать ничего не надо? Вот у тебя ребенок, ты же попытаешься его воспитать так, как считаешь нужным? Тут, извини за пафос, ситуация похожая. Поэтому привлечение совершенно сторонних пользователей из "большого интернета" лично мне неинтересно. То есть можно, но я не понимаю - зачем? Просто, чтобы считать количество посетителей? Повторяю, 304-я была сообществом интересных друг другу людей. Люди, вроде бы, все на месте (речь про учителей и выпускников) и даже, кажется, по-прежнему небезынтересны друг другу. Так почему не попытаться подумать, что общественно-полезного из этого можно сделать и какие средства для этого использовать?Только в вузе есть же продуктивный интерес: готовишь людей, чтобы с ними же и работать. А что в школе в эпоху диктатуры инфантилизма делать? Вон, в теме про последний звонок выпускники жалуются, что им не выдали "взрослого". Вот и тупик. Может я смотрю на нерепрезентативную выборку, конечно... хочется же верить в лучшее остатками оптимизма.
Я написал выше, в чем я вижу продуктивную деятельность. Мне кажется, было бы правильно, если бы мы (взрослые) попробовали бы организовывать что-то (не знаю, у меня лучше получается организовывать, например, поездки и походы, у Щитня, скажем, фестивали и т.д.) ко взаимному удовольствию, используя 304 как площадку. И если/когда этот процесс запустится - думать о том, как к этому процессу пристегнуть тех, кто пока вне его (лицеистов, своих нелицейских друзей, просто посторонних и т.д.). И тогда уже ситуация сама подскажет, какие именно технические средства нам нужны.2. Или же у вас есть что-то интересное, чем вы готовы поделиться (и делиться на регулярной основе)? И, таким образом, можно попробовать сохранить то, что так нравится многим старперам, собравшимся здесь - приятную компанию. И направить её продуктивную деятельность в какое-то новое продуктивное русло. Это пока эта самая приятная компания не рассыпалась окончательно =)
DN
#20 Опубликовано 18 Июнь 2013 - 18:52
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых