Товарищи, я вот прочитал все, что написано в этой теме, не могу не признать, что обе стороны имеют довольно основательные аргументы и все не без греха. Праведные войны, знаете ли, не грешникам вести, так что будем чуть прагматичнее.
Собственно, мне ссылку эту дал ДН со словами "ты вроде как с первых таких слетов эту традицию знаешь" или что-то около того... сразу поправлю, я там не с первых, хотя в теперешние времена кто там отличит 95 год от 93... так вот, с палаточно-топорной романтикой лицейской жизни я знакомился совсем не в таких условиях, какие вы наблюдаете в подмосковных лесах на этих слетах. Мне несколько раз чертовски везло в жизни, вот летом 94 года как раз такой случай со мной и приключился -- я без всякого отбора и вообще не будучи еще лицеистом попал на 3 недели в Карелию. И вот именно там, а не как это положено было всем по расписанию, познакомился с системой подготовки кадров, существовавшей тогда, не совсем официально, конечно, в ЛИТе. Да, походы -- это было не только и не столько развлечение, сколько цикл подготовки управленческих кадров. И вы не представляете, насколько полезными оказались те навыки,которые я, будучи командиром звена, потом отряда, потом инструктором, получил в карельских лесах. Давайте все-таки не забывать, чем были подмосковные сборы в те времена, когда после них на осенних каникулах ходили в "Азимут", зимой ходили в лес праздновать Рождество, весной на майские тоже ходили в маршрутные подмосковные походы и летом выезжали в дальние дали...
Я думаю, это бы лучше рассказал собственно организатор всей этой кипучей деятельности, Барановский, но за неимением его поблизости, постараюсь изложить идею в своей интерпретации.
Организация больших походов в учебном заведении требует наличия относительно подготовленных кадров для оперативного управления группами. Естественная текучка кадров обязывает постоянно готовить новых командиров, значит это надо было поставить на поток. И вот, видимо за многие годы, еще до появления лицея в его нынешнем виде, сложилась такая система:
1. В сентябре организуется открытый слет. Туда берут всех, там нет маршрута, там есть звенья и минимальная организация, необходимая только для того, чтобы никто не замерз, все были сыты и сухи. Для управления этой толпой выбираются "командиры". Это могли быть совсем зеленые, но подающие надежды ребятки и девчатки. Ошибки там легко устранять и даже не допускать -- для этого за звеньями прикреплялись старшие. Вот ДН может быть помнит, как в то же 95 году он был старшим в моем звене
Как правило, ходило около сотни лицеистов, разделялись на 10-12 звеньев. Соответственно, было столько командиров. Без командиров звеньев не бывало.
2. Осенью на каникулы вылезали в лес уже не просто померзнуть у костра под гитару, а на маршрут. Это в корне другая организация. Наверное еще кто-то помнит про легендарную укладку "по-зимнему" во дворе лицея, когда Барановский учил нас укладываться в "Журавушки" по-коммунистически. Смешно? А вот когда нос инеем покрывается -- уже не смешно ночью. Этот маршрут проходил, как правило, между двумя железными дорогами, занимал 4 дня (3 ночи). И тут уже командиры отвечали за людей. И тут уже не было старших. В лучшем случае -- инструкторы из выпускников.
3. В 96м мне довелось сходить в зимний поход. На лыжах, Черусти. Лесная ночевка только одна, остальные дни на базе, но быт спартанский -- утром натопить печь, приготовить на всех завтрак, потом бегом за дровами и так далее.. Лесной радиальный выход куда-то там далеко, ночная стоянка в лесу и чуток шампанского в Рождество. Шампанское замерзало в стаканах, было очень холодно, но это был праздник. И поверьте, тут от команды очень много зависело. Как вы думаете, там кто-нибудь напивался? Угадали. Не до того было.
4. Весна. Май. День победы. 73 километр Рижской ЖД. Могила неизвестного солдата где-то в лесу. Пафосно? Да отнюдь нет. Лучшие дни! Это 95 год, юбилейный... а в 96 был маршрут типа Азимута. Ну когда, скажите, вам доведется взять уговорами плотину на Истре? Со взводом омоновцев с автоматами в охране? А форсировать озеро фекалий птицефабрики потаенными тропинками, потому что сумели договориться с егерем и его собакой? Это ж не дрова рубить, это школа!
5. И вот теперь, после такого насыщенного года, представляете какой народ был к лету? Да, половина, на кого рассчитывали, не могла поехать в поход. Ну семья/дача и все такое. Но люди были, не один и не два человека, которые могли вести других. И я не знаю, как на это можно было решиться, но кто из вас ходил в маршрутный водный поход на 18 байдарках?
А разгрузить все это с вещами 43 человек за 2 минуты из поезда слабо? Чтобы пассажиры аплодировали! Или когда еще лицейские группы вытворяли такие фортели, какие мы вытворяли в Карелии? Да, мы по два дня успевали есть только сух.паек, потому что гречку в поезде варить не только сложно, но на это время приходились недолгие часы сна. Да, спали тесно, спальники холодные, ели порой скудновато... но это стоит в жизни пережить, вы никогда не забудете этого. И этот опыт всегда будет при вас. А недоеденное и недоспанное -- наверстаете. Мало ли как можно еще недоспать и недоесть.
К чему я все это рассказывал? Не к тому, чтобы сказать, что раньше было лучше. Раньше было совсем другое время. Так получилось, что мне довелось застать кусочек прошлого, того самого прошлого, которое уже к тому времени везде было утеряно, а нам его показали, это из другой жизни, другой страны, которой уже не было. Может и хорошо, что сейчас есть хорошая снаряга, удобная в приготовлении еда, я слышал, что лицеистов на место слета привозит автобус (может что путаю, но это хихи как забавно, может и обед из столовой в термосе привозят?)... все это внешнее, все мишура. За слетами 13-летней давности стояла задача подготовки кадров и объединения людей. Там знакомились. Не только с сокурсниками, но и с другими курсами. Их было-то всего два и может кто помнит, 10-классникам выдавали беджики, просили их не снимать хотя бы 2 недели. А вот теперь кто сможет сформулировать цели и задачи нынешних слетов? Может тогда и решения по их "оборачиванию лицом к народу" стоит искать из смысла, а не формы проведения?
И еще в довесок.
Прошло 10 лет после того, как я попал в ЛИТ. Закончил институт, стал аспирантом, преподом и обнаружил полный разброд среди студентов. Технология, которую использовал когда-то лицей, очень пригодилась мне в уже совсем другой среде. С другим возрастным составом. С другой мотивацией. И не только в лесу. И вообще, диссертацию защищал по, конечно, техническим наукам, но там подтекстом были те самые принципы работы, которые когда-то увидел как раз в лицее и в походах. Знаете, до сих пор актуально, судя по реакции.
Так что, как пел Гребенщиков, "чтобы стоять, я должен держаться корней". Чтобы их держаться, недурно бы их для начала знать. Лицеисты, вы учитесь в заведении, которое очень сильно отличается от других подобных. За мелкими проблемами вы не замечаете этого, но ничего не стоит взять и помочь лицею стать тем самым домом. Не обижаться на учителей, что они не так посмотрели/сказали/сделали, а постараться смиренно, но настойчиво продвигать и обосновывать свои решения. Ух как вам пригодятся навыки пробивания своих идей... ух как мне пригодились...
Может быть все-таки стоит принять на себя часть бремени организации выпускникам? Такая идея прозвучала уже, извините, что повторяюсь, но это же самое очевидное решение. А лицею бы принять это предложение и не бить по рукам за оплошности, а планомерно начинать "приручать" диких детишек, знаете, есть у зарубежных корпораций "программы повышения лояльности", вот оно в той или иной форме не лишне. Кто тут без греха, ага камнями пуляться? Видел я эти слеты и слетчиков. Кстати, тоже уже давно туда не суюсь.
Вот информация к размышлению: возможно это разница в возрасте, возможно -- лояльность участников. Я в 2004 году организовал на кафедре совершенно аналогичные сборы на природе. Время и место -- как у лицея.
Вторые выходные сентября, Подосинки. Никакого сухого закона (простите, первокурам может и нет 18, но если кто будет тыкать в это -- все посмеются. Других проблем мало? А то я не знаю, где они, если что, узюзюкаются... ). Думаете там пьянство процветает? Не, первокуры в прошлом году приперли бутылку водки... ну кто-то захрапел чуть раньше, кому он мешал? Всегда в достаточном количестве есть люди, осознающие свою причастность к организации, этого достаточно для поддержания общего порядка. Ну кто-то выпивает, но это всегда остается в рамках приличия, потому что, хотя бы, едут люди, которые между собой если и мало знакомы, то все равно из одного замкнутого круга, а в таком обществе себя показывать с худшей стороны никому не захочется. Вот может на эту нотку надавить?
Ведь в лицее учиться плохо было тоже не столько плохо из-за нагоняев от завучей, сколько из-за того, что это как-то было неприлично... ну среди своих же сокурсников. Чуете разницу в мотивации? Не "сдать абы как", а "знать не хуже соседа".
Опять длинную колбасу накатал... =)