О! Я выступлю как "протестант". Постараюсь конструктивно. В своём духе, конечно.
1. От некоторых, в т.ч. ведущих, преподавателей надо потребовать внимательное отношение к каждому ученику и своей большей отдачи учебному процессу. Это вывод из одного известного мне примера. Любой преподаватель должен иметь по крайней мере одни свободные от прочей работы сутки на каждый рабочий день в лицее. Полноценный учебный процесс всегда требует время на подготовку, на формирование и адаптацию курса, на собственный разбор полётов, на персональные дополнительные занятия со своими учениками. В известном мне примере преподаватель, пускай очень способный, работает на 5-6 работах и ни от одной не собирается отказываться.
2. Считаю необходимым, чтобы у каждого преподавателя были свои дополнительные занятия, в т.ч. персональная работа с каждым учеником при возникновении трудностей. Дополнительные занятия должны быть не в виде строчки на доске объявлений, - преподаватель сам должен приглашать на них. А то некоторые ученики, которые легко бы разделались со своими проблемами, так и не придут.
Отступление. По-моему одна из самых больших бед нашей классической (хорошей) школы - единый подход к ученику от нулёвки до институтского диплома: "Дети, сегодня мы пишем контрольную", также: "Дети, сегодня мы проходим треугольники". То есть я, учитель, говорю, - ты, ученик, выполняешь, что я сейчас говорю. Каждый урок внезапен, нет ни представления о будущей программе, ни связи между пройденными уроками, результат - нет системных знаний и научного мышления, подаваемый так предмет кажется не нужным. Наше обучение зиждется на послушании, - не на собственном стремлении, интересе и самоорганизации ученика. Это действительно необходимо в начальной школе и детском возрасте, чтобы набраться элементарных знаний и развить простейшие умения. Вырабатывают несознательные навыки, развивают естественную интуицию интеллекта. А дальше то надо развиваться сознательно!
3. Чем сложнее программа, тем чётче должен идти процесс. В лицее явно не хватает более чётких правил для учащихся, более стройной и строгой системы отчётности, рабочего распорядка. Обычной вещи в западных элитных колледжах. Это просто помогает работать, учит работать, и - исключает накопление долгов, выливающееся в депрессию и групповое недовольство.
4. Предметы должны быть стройными в глазах учащихся. Необходимо начинать занятия обзорной лекцией по предмету этого семестра. Должно быть понятно место и назначение каждого урока. Точно также должна быть понятна связь между предметами, составляющими курс. Кстати, в школе есть
(иногда) деление предмета на уровни описания, - по классам, в отличие от отечественного вуза, где оно должно быть ещё более развитым.
5. Надо объяснять методы решения задач, учить методичности в работе. Повторюсь, школьные курсы рассчитаны прежде всего на интуицию учащегося, естественные способности. Пример - геометрия, в ней сильны вундеркинды, потому что методического подхода к решению в школьном курсе нет.
P.S. Что касается духа лицея, это просто дух лицейского коллектива и его отражение на стенах, на сцене... Этот дух не надо специально выращивать, ему надо обеспечить жизнь.
Edited by koraalex, 14 March 2009 - 14:49 PM.